Хорошая статья Кирикова. Увы и к нашему сайту это относится.
Мутный поток
Печальные размышления по поводу краеведческих изданий
Борис Михайлович Кириков
Авторитетное издание, «Санкт-Петербургские ведомости», недавно опубликовало любопытную статью Бориса Михайловича Кирикова, человека в городе известного, автора свыше четырех сотен публикаций, посвященным различным аспектам истории и теории архитектуры России и Санкт-Петербурга. В статье «Мутный поток» (вып. № 115 от 25.06.2010 г.) речь идет о состоянии современной краеведческой книги. Для нашего времени статья весьма резкая, можно сказать, обличительная. Однако автор имеет право на мнение. Тем более — автор, которого сегодня систематически цитируют многие исследователи, причем некоторые — по простоте душевной — без кавычек.
Считаем полезным с разрешения автора повторно опубликовать на нашем сайте статью, к пафосу которой, кажется, присоединятся многие наши читатели.
Пекут книги как блины
Действительно, за последние полтора десятилетия петербурговедение шагнуло на более высокий уровень, обогатилось многими оригинальными, содержательными и яркими трудами, что нашло отражение, в частности, в серии Анциферовских премий. Но беда в том, что одновременно выплеснулась масса примитивных компиляций, занудных пересказов, беззастенчивых заимствований и всяческих дилетантских поделок, заполонивших полки магазинов. И этот поток сметает все преграды, минуя фильтры отбора и редактирования, игнорируя принципы профессиональной этики.
Некоторые авторы и издательства пекут книги как блины. Улица за улицей, район за районом, тема за темой. Казалось бы, отрадный факт, но многовато свежеиспеченных блинов выходит комом. Согласно известному закону, количество переходит в качество. В условиях вседозволенности и всепечатаемости увеличение количества неизбежно оборачивается снижением качества. Общий уровень краеведческой литературы падает, и вместе с тем нарастает угрожающая тенденция депрофессионализации издательской деятельности. Уже при беглом знакомстве с книжным валом обнаруживаются болезненные проблемы, типичные для разных изданий. На мой взгляд, можно выделить несколько основных позиций, которые носят системный характер.
Во-первых, общим местом является невнимание к архитектуре, вернее, к городской среде. Многие авторы рассказывают об улицах и частях города как бы вслепую, с закрытыми глазами. Зачастую не делается даже попыток показать архитектурный фон, особенности застройки. Подробно повествуя о владельцах и жителях домов, авторы не видят в упор сами дома. Естественно, жанр популярного краеведения не требует специального анализа, но разве допустимо пренебрегать «каменной летописью», составляющей основу феномена Петербурга? Если же архитектурные характеристики приводятся, то обычно слишком поверхностно и нередко с несуразными ошибками. Писатели-краеведы путаются как в трех соснах в определении стилей, хотя периодизацию петербургского зодчества запомнить не так уж сложно.
Во-вторых, постоянно происходит механическая перекачка информации. Из книги в книгу переходят одни и те же сюжеты, тяготеющие по изложению к стандартным клише. Компиляция – нормальный способ работы, но есть некая ущербность в том, что события или биографии деятелей пересказываются из раза в раз в развернутой форме. Тем самым, вероятно, преследуется задача раздуть бумажный объем. Или же удовлетворяется склонность к графомании.
С другой стороны, следует отметить заслуги группы специалистов, которые умело, подчас виртуозно находят по первоисточникам имена владельцев и жителей домов. Благодаря их усилиям исторические хроники насыщаются множеством новых фактов. И все же биографический крен требует чувства меры. За излишне детальными биографиями отдельных лиц теряется общая канва, дробится на куски представление о городском контексте. Некоторые авторы совсем без разбора населяют дома всеми подряд, кто фигурирует в старых адресных книгах.
В-третьих, приходится все чаще сталкиваться с нарушением норм профессиональной этики. Главный порок – пренебрежение к трудам предшественников. Открытые исследователями новые темы, фактологические материалы и оригинальные интерпретации становятся фундаментом, на котором вырастают этажи вторичных реферативных публикаций. При этом сам фундамент как бы уходит с поверхности под землю. Творческая новизна утрачивает авторское происхождение, превращается в расхожие упрощенные схемы. По сути дела, это присвоение чужого, которое выдается за свое. Ситуация усугубляется тем, что некоторые книги публикуются без ссылок и без библиографии, что допустимо лишь для видовых альбомов и самых кратких путеводителей. Считаю, что к подобным печатным изделиям нужно относиться как к контрафактной продукции.
Впрочем, сегодня распространяется еще более страшная болезнь – хищение целых страниц и разделов, которые списываются дословно из публикаций других авторов. Тем более опасно, что такие фокусы, именуемые плагиатом, сходят псевдоавторам с рук.
В-четвертых, процесс издания книг в массе случаев проводится поспешно, неряшливо, без научного и литературного редактирования. Я прекрасно помню те недалекие времена, когда редакторы проверяли факты и шлифовали тексты. Теперь эта стадия подготовки сведена к минимуму. Не меньше вреда приносит и другая сторона медали – своеволие редакторов, допускающих необоснованную и некомпетентную смысловую правку. (Одно процветающее издательство выпустило две мои книги с измененными названиями без оповещения автора.)
Можно ли верить?
Обратимся к конкретным примерам. Они не выбирались сознательно, а просто оказались в поле зрения.
Книга активно пишущего краеведа Г. И. Зуева «Вдоль канала Грибоедова» (2006) представляет собой солидный том, который неплохо читается. Сам автор назвал его прогулкой от истока до устья. Однако умудрился не заметить и не упомянуть две важнейшие доминанты – церковь св. Исидора Юрьевского (Эстонскую), эффектно завершающую дальние перспективы набережных, и Съезжий дом (пожарную часть) с каланчой в устье канала. Это все равно что на Невском пропустить башню Городской думы. Явную неосведомленность в истории архитектуры Г. И. Зуев продемонстрировал, сообщив читателю, что дом № 15 построен в 1875 году «в стиле раннего модерна» (с. 104), а дом Энгельгардта, датируемый 1829 годом, «в стиле раннего классицизма» (с. 156). То же относится к наивной и неверной характеристике Спаса-на-Крови.
Конечно, выбор сюжетов – воля автора. Но, игнорируя приметные здания вдоль канала, он зачем-то движется поперек, доходя до Большого Гостиного двора. И еще: почти до четверти текста книги раздуто жизнеописание художника К. А. Сомова.
Такие же произвольные диспропорции тем свойственны книге того же автора «Петербургская Коломна» (2007). Целостной картины исторического района здесь нет. Зато больше половины объема занимает Офицерская (Декабристов) улица, о которой раньше Г. И. Зуев издал отдельную книгу. А ведь половина этой улицы пролегает вне пределов Коломны.
Тому же району посвящена книга Г. И. Беляевой «Прогулки по старой Коломне» (2009). Она весьма информативна, насыщена справочными данными, но не имеет библиографии. Между тем Г. И. Беляева напрямую заимствует атрибуции застройки улиц из издания «Архитекторы – строители Санкт-Петербурга середины XIX – начала XX века. Справочник/ Под редакцией Б. М. Кирикова» (СПб., 1996), как бы присваивая, подобно многим другим, эти оригинальные сведения.
Аналогичный ход, правда, в смягченной форме, использовали А. Ф. Векслер и Т. Я. Крашенинникова в книге «Лермонтовский проспект» (2006). Они дали одну малозаметную ссылку на данный справочник, а далее воспроизвели из него множество биографических материалов об архитекторах. Последняя книга содержит курьезные списки жителей, механически перенесенные из случайно выбранных старых адресных книг. В отличие от Г. И. Зуева авторы подробно описали историю создания церкви св. Исидора Юрьевского, но ни словом не обмолвились о ее архитектурном решении. Впрочем, иногда лучше молчать, чем говорить. Та же Г. И. Беляева изловчилась представить Никольский Морской собор (с. 422) как «один из блестящих образцов стиля барокко в России, строгих по форме» (?!), имеющий угловые «башни с куполами в стиле Возрождения» (?!).
Книга Е. Д. Юхневой «Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта» (2008) открыла новую интересную тему. Несмотря на некоторую легковесность, эту работу хотелось бы только приветствовать. Сюрприз ждал меня в обзоре литературы, где мне приписаны две несуществующие книги, которые я никогда не писал. Даже любопытно, откуда Е. Д. Юхнева взяла их выходные данные. Среди прочих неточностей режут глаз неоднократные упоминания «Энциклопедии Петербурга, XIX век» – этот многотомник носит иное название. Возникает вопрос: если автор столь небрежна в азах нашего ремесла (в годы моего студенчества за подобное ставили неуды), то можно ли верить основному тексту?..
Литературные перлы
И в заключение – о совершенно вопиющих случаях. Нередко при просмотре разных публикаций я наталкиваюсь на знакомые фразы и абзацы, взятые из моих текстов. Это настолько вошло в практику заимствований, что уже нисколько не удивляет, хотя цитирование без раскавычивания было бы честнее. Но нельзя же переступать черту, беззастенчиво заимствуя целые части чужих работ!
В книжке А. И. Фролова «Вокзалы» (СПб.: Глагол, 2008) в главе «Витебский вокзал» сдублирован слово в слово соответствующий раздел книги «Пионерская площадь», опубликованной мной совместно с А. Д. Марголисом четверть века назад (Лениздат, 1983). А вот казус иного рода: Е. Ю. Иванов проделал немалый труд, подготовив «Каталог-путеводитель по витражам Санкт-Петербурга (период до 1917 года)». Безобразно неряшливый текст этого информативного каталога издательство Политехнического университета опубликовало в 2001 году в авторской редакции. Поскольку витражи в большинстве остаются безымянными, основной массив сведений составляют архитектурные атрибуции, выхваченные из упоминавшегося справочника «Архитекторы-строители...». Так кто же на самом деле авторы каталога-путеводителя?
Апофеозом литературных махинаций стала книга А. Д. Калюжной «Петербургская сторона» (СПб.: Остров, 2007). Впрочем, ее ли эта книга? В ней почти сплошь узнаваемые по изложению куски текстов предшествующих изданий. Прежде всего это коллективный труд КГИОП «Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Петроградский район» (СПб.: Коло, 2004). Оттуда списаны характеристики архитектурных объектов (Гренадерские казармы, особняки Витте и Чаева, дома Лидваль и Маркова, Дом с башнями, сквер на Троицкой площади и многие-многие другие). В изобилии использованы фрагменты моей книги «Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома» (первое издание – 2003 год).
«Творческий» вклад А. Д. Калюжной — в перестановке фраз, сокращениях и упущениях. Так, в главке о фабрике «Красное Знамя» она умудрилась потерять имя автора проекта выдающегося архитектора Э. Мендельсона. Среди массы ошибок и опечаток есть подлинные перлы. Переписав статью Т. И. Николаевой об особняке Э. Г. Игеля из «Петроградского района», Калюжная ввела в композицию здания «фигурные фонтаны» (вместо фронтонов).
Вот такими «фигурными фонтанами» все сильнее бьет наша краеведческая печать. И непонятно, как оградить серьезных авторов самостоятельных трудов от новых встреч со своими исковерканными текстами под обложками с чужими фамилиями.
Б.М.Кириков - умница, статью эту, я прозевал. По поводу г-жи Г.И.Беляевой(дир-ор б-ки в Коломне) сущая правда...Зашел к ней лично, ну и давай правду-матку. Слушать не захотела, в ее книге столько врак...И хоть бы хны, 3000 экз.
Реконструкция старого здания на Маяковского начнется в 2012 году
В 2012 году может начаться реконструкция исторического здания на улице Маяковского, 12, литера П. Сейчас там начались консервационные работы.
Это здание — бывший амбулаторный корпус при Мариинской больнице. Он был построен в 1891–1892 годах по проекту архитектора Вениамина Королькова. В советское время здесь размещалась поликлиника. Но здание признали аварийным, в 1990-х годах начался капитальный ремонт, но он не завершен, а дом оказался заброшен.
В 2008 году двухэтажную постройку купило ООО «Бизнес-союз», которое входит в холдинг «Титан-2». Компания планировала разместить здесь бизнес-центр или гостиницу. Здание не считается памятником, но снос его запрещен законом о зонах охраны.
Недавно на кровле здания начались противоаварийные работы. «Согласно требованиям администрации города, в связи с подготовкой к зиме на объекте ведутся плановые работы по консервации. Прежде всего, это делается для того, чтобы здание не разрушалось: не текла кровля и так далее», — рассказала корреспонденту «Карповки» гендиректор «Титана-2» Елена Нагинская.
По ее словам, не исключено, что в 2012 году возобновятся работы по реконструкции. Они были заморожены в 2009 году в связи с мировым финансовым кризисом.
"Генеральная ассамблея" построила торговый комплекс в Петербурге без разрешения
29 декабря 2011, 14:12 dp.ru
Прокуратура Невского района в ходе очередной проверки выяснила, что ЗАО "Генеральная ассамблея" построило торговый центр по адресу проспект Пятилеток 16, корпус 1, литера "А" без оформления надлежащих документов.
В среду, 29 декабря, прокуратура Невского района Петербурга проверила ЗАО "Генеральная ассамблея" на соблюдение земельного законодательства и правил пожарной безопасности, сообщается на официальном сайте Прокуратуры Петербурга.
В ходе осмотра прокуроры выяснили, что участок по адресу проспект Пятилеток 16, корпус 1, литера "А" "Генеральная ассамблея" застроила, не получив на это правоустанавливающих документов.
Кроме того, проверяющие выявили ряд нарушений правил пожарной безопасности. По результатам проверки, районная прокуратура возбудила административное дело против гендиректора организации.
Вчера ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга" объявил о продаже незастроенного участка земли, расположенного в Невском районе. На территории планируется построить новый торговый центр.
"Экспофорум" пришел на могилы защитников Ленинграда
Выставочный комплекс «Экспофорум» строится с грубейшими нарушениями законодательства — уничтожаются исторические кладбища и могилы защитников Ленинграда, заявил под занавес уходящего года депутат ЗакСа Алексей Ковалев. Запрос на имя губернатора Петербурга с требованием прекратить строительство и провести полноценное археологическое обследование был принят на последнем заседании парламента. Застройщик, в свою очередь, заявляет, что никаких могил и останков павших солдат на Пулковских высотах не обнаружено — их искали целую неделю.
Количество желающих купить элитное жилье в Петербурге столь велико, что традиционные ареалы обитания: "золотой треугольник" и Петроградская сторона - их уже не вмещают. Застройщики постепенно осваивают территории бывших фабрик и заводов и набережные вне исторического центра.
Мест, в которые идеально вписались бы клубные дома или элитные жилые комплексы, со временем становится все меньше. Проблема обеспечения жильем состоятельных россиян усугубляется тем, что многие петербуржцы, которые уже давно живут в роскошных квартирах, тоже не прочь поменять адрес.
Их квартиры в элитных домах первой и второй волн за 10-15 лет изрядно утратили элитность. По словам руководителя отдела продаж компании "Петербург Сити" Владимира Федорова, они чувствуют "усталость" от владения жильем ранних стадий формирования рынка элитной недвижимости.
Мест для строительства жилья для тех, кто смотрит на свои считавшиеся 10-15 лет назад элитными квартиры как на безделушку из прошлогодней коллекции модного дизайнера, в Петербурге немного. Это либо исторический центр, либо ближайшие пригороды. Кстати, в пригороде места так же четко регламентированы, как и внутри города. По-военному четко и безапелляционно определяет возможные территории возведения элитного жилья заместитель генерального директора агентства недвижимости "АРИН" Владимир Спарак. "Элиту определяет место, место и еще раз место. А где это место находится, в центре или на окраине, - не столь важно, - уверен он. - Главное - оно должно удовлетворять критерию элитности. Для Петербурга это стандартный перечень: "золотой треугольник", набережные Петроградской стороны, Каменный и Крестовский острова, "золотая миля" Курортного района".
"Строительство в центре не прекратится. Всегда найдется один, два, три, четыре, десять проектов, которые будут реализовываться здесь, несмотря ни на что, - считает Владимир Спарак. - Это будет новострой, реконструкция или редевелопмент промышленных зон. Но проекты будут всегда. При дефиците элитного жилья цены начинают расти, а соответственно, проекты, которые ранее не были экономически обоснованными, станут интересны".
Проблема в том, что мест в центре для строительства дорогого жилья осталось не так уж много. По данным Knight Frank St Petersburg, большинство коммунальных квартир в Центральном районе уже расселены и возвращены к своим изначальным метражам (200-300 м2). Это преимущественно лучшие адреса на Невском пр. и прилегающих к нему улицах: Итальянской, Малой Садовой, Конюшенных и Морских. Это также улицы, ведущие к Исаакиевской пл., район вокруг Таврического сада и все набережные Невы, Фонтанки, Мойки и канала Грибоедова. "Это парадные кварталы Петербурга, имеющие вполне определенную историческую событийность и ценность", - говорит руководитель направления элитной жилой недвижимости Knight Frank St Petersburg Елизавета Конвей.
Остальные районы, находящиеся на периферии исторического центра, далеко от особняков аристократии, не популярны и сейчас. Это часть Центрального района, граничащая с Адмиралтейским, и улицы в непосредственной близости от Старо-Невского, а также многочисленные Советские, которые были проложены в конце XVIII века и к концу XIX века застроены доходными домами. Люд здесь жил далеко не аристократического происхождения. По сей день эти районы не могут похвастаться ни достойным окружением, ни надлежащей инженерной инфраструктурой, ни наличием капитального ремонта, лифтов и должных перекрытий.
Отчасти поэтому, отчасти из-за огромного количества промзон доля центра города во всем объеме рынка недвижимости Петербурга традиционно невелика. По некоторым данным, она составляет сегодня около 8%. 40% территории центра города занимают промышленные предприятия, тогда как в других европейских столицах этот показатель не превышает 10-15%.
Но оптимистичный настрой девелоперов подтверждает правоту риелторов, уверенных, что в центре Петербурга будут строить всегда. "Несмотря на действительно серьезную проблему свободных пятен для застройки в центре города, потенциал для развития есть, - считает коммерческий директор бизнес-единицы "ЛСР. Недвижимость. Северо-Запад" Денис Бабаков. - Постепенный редевелопмент расположенных в центре территорий военных и промышленных организаций открывает перспективы для формирования на их месте социокультурной и бизнес-среды, комфортной также и для частного проживания".
Впрочем, строительство на площадках бывших промпредприятий и так уже несколько лет является основным источником пополнения предложения элитной недвижимости. В последние годы на рынок вышло несколько проектов с использованием данной схемы. Однако рынок столкнулся с другой проблемой. Как правило, целый ряд участков обладают неблагоприятным окружением, которое существенно влияет на уровень проекта.
В Knight Frank St Petersburg считают, что самыми перспективными зонами для строительства элитной недвижимости станут острова Петроградского района, набережные Адмиралтейского и Центрального районов. Строить дорогое жилье будут также в исторической части Васильевского острова.
Вывод промышленных предприятий активно идет в западной части Петроградского района, где раньше функционировало много заводов.
К числу последних крупных проектов редевелопмента можно отнести "Премьер Палас" на месте завода "Вулкан", "Классику" на месте Механического завода. Перспективы этой зоны связаны с будущим расширением наб. Адмирала Лазарева и строительством Западного скоростного диаметра. ЗСД, улучшив транспортную ситуацию, сможет сделать Васильевский остров пригодным для элитного жилья местом. Подобные проекты там уже появляются. Пока на долю Адмиралтейского и Василеостровского районов приходится около 3% предложения.
На статус элитного сегодня претендует Московский район. Уже существуют единичные примеры таких объектов - жилой дом премиум-класса "Столица Residence" на Варшавской ул. В перспективе в этом районе, возможно, появятся и другие элитные проекты. "Правда, крупные комплексы вряд ли смогут дотянуть до действительно премиальных объектов, - считает заместитель генерального директора консалтингового центра "Петербургская Недвижимость" Ольга Трошева. - А вот точечные проекты вполне смогут поддерживать такой статус".
Перспективными также можно считать незастроенные участки набережных вдоль Невы. Скорее всего, там будут появляться смешанные проекты, однако видовые характеристики и развитость окружающей инфраструктуры позволят девелоперам продавать и элитное жилье в рамках таких проектов.
Пока большая часть покупателей премиального сегмента вольно или невольно связывают дом для постоянного проживания с центром. Причина - в логике развития города, затрудняющей выход элитных комплексов за пределы его исторического центра.
"Зарубежный опыт, когда районы не привязаны к историческим достопримечательностям, находит применение в городах, где нет четко выраженного ядра обладающей исторической ценностью аутентичной застройки, - говорит Денис Бабаков. - В Петербурге же расположение класса премиум - всегда в центре".
Сегодня за пределами исторического центра, к которым традиционно относятся Центральный, Петроградский и Василеостровский районы, в продаже находятся единичные элитные объекты. Их суммарная площадь в десятки раз меньше, чем площадь жилья, построенного на традиционно используемых для этого класса недвижимости местах. Преимущественно они находятся в Курортном районе. "Объем рынка нового жилья класса элита за пределами исторического центра составляет 18,6 тыс. м2, - говорит Ольга Трошева. - Для сравнения: аналогичный показатель в центральных районах города по состоянию на 1 октября 2011 года - более 350 тыс. м2".
"Около 50-60% потенциальных покупателей жилья бизнес- и премиум-класса вовсе не прельщает перспектива жить в гигантских жилых комплексах. У покупателя жилья премиум- и бизнес-класса сложились определенные критерии отбора, которые достаточно консервативны. Главным для этой категории покупателей является место расположения объекта. Это, как правило, Адмиралтейский, Василеостровский, Петроградский или Центральный районы. Кроме того, количество квартир в доме не должно превышать 30-40 для премиум-класса и 70-100 для класса бизнес. Конструкция дома, качество материалов, транспортная доступность, инфраструктура, система безопасности, квалифицированная эксплуатация являются производными первых двух критериев отбора - места расположения дома и количества квартир в нем. Квартиры в комплексах на 300-500-1000 и более квартир, которые позиционируются застройщиками как жилье бизнес- или даже премиум-класса, приобретают покупатели, которые переезжают из сегментов эконом- и комфорт-класса.
Смольный отменил собственное недавнее решение о подорожании проездного на 15%
04 января 2012, 10:47 dp.ru
Первым сообщением пресс-службы петербургской администрации стало заявление об отмене губернатором Георгием Полтавченко распоряжения комитета по транспорту о повышении цен на проезд в общественном транспорте от 30 декабря.
Во вторник, 3 января губернатор города Георгий Полтавченко, подписал поставновление правительства Петербурга о том, что распоряжение Комитета по транспорту от 30 декабря 2011 г. № 117-р "О стоимости проездных билетов длительного пользования" отменяется.
Это распоряжение увеличивало стоимость проездных билетов на весь общественный транспорт в Петербурге в среднем на 10-15%.
Почему губернатор принял такое популистское решение, кто принимал решение о росте тарифов в последний рабочий день года, и какие аппаратные последствия будет иметь такая смена курса, пока сказать наверняка трудно.
Однако общий тренд по сдерживанию инфляции как минимум до мартовских выборов совершенно очевиден. Тут Георгий Полтавченко полностью следует примеру федеральных властей.
К примеру, в ответ на традиционное предновогоднее требование энергокомпаний повысить в январе тарифы на электроэнергию, премьер Владимир Путин инициировал масштабные проверки в отрасли, в результате которых своих постов лишился целый ряд топ-менеджеров крупнейших компаний.
Резкий отпор получили и железнодорожники, которые требовали повысить тарифы на 23%. В противном случае они требовали субсидий из бюджета в 147 млрд рублей. Но премьер РФ Владимир Путин в жесткой форме потребовал умерить аппетиты, и, в итоге, тарифы РЖД в этом году выросли всего на 6%, а субсидии не превысят 40 млрд рублей.
Правительство РФ приняло решение о замораживании тарифов на прошлогоднем уровне минимум до июля. Так, с 1 июля неизменные в январе цены на газ поднимутся на 15%, а плата за услуги ОАО "ФСК ЕЭС" (передача электроэнергии по высоковольтным линиям электропередачи) сразу на 20%.
Вполне логично, что и на городском уровне тема сдерживания роста тарифов будет актуальной в первом квартале 2012 года. Причем, первые лица будут иметь возможность набирать политические очки, отменяя уже принятые решения о повышении расценок монополистов.
Как изменятся их тарифы после мартовских выборов, точно прогнозировать никто не берется. Но, по самым скромным оценкам, инфляция в 2012 году, с учетом отложенного на время выборов роста цен, будет составлять двузначные величины.
К примеру, в комитете по тарифам Петербурга отмечают, что тарифы на услуги по передаче электроэнергии в городе (главная заинтересованная сторона - ОАО "Ленэнерго") с 1 января не изменятся, а уже с 1 июля они вырастут сразу на 11%.
Повышение тарифов на коммунальные услуги запланировано в 2012 г. сразу два раза. Сперва 1 июля (в среднем на 6-7%), а потом еще 1 сентября (еще на 5-6%). Рост тарифов для теплоснабжающих организаций в комитете по тарифам полностью обосновали - газ, который на 40% обеспечивает производственные мощности ТЭЦ дорожает на 20%. Почему дважды должны подорожать холодная вода и водоотведение, объяснения тоже есть - таким образом ликвидируется проблема перекрестного субсидирования услуг для населения за счет более высоких тарифов для промпотребителей. И если для "Жилкомсервисов" и населения вода порожает, то для предприятий цены на нее обещано сохранить на прошлогоднем уровне.
В целом, в Петербурге, по расчетам чиновников, плата за коммунальные услуги на одного горожанина не вырастет в 2012 году больше чем на 6%. При том, что в среднем по РФ Правительство позволило поднимать тарифы на 12%.
В прошлом году перед выборами был очень популярен ролик о старинных обещаниях партии "Единая Россия". К 2010-2011 гг. было обещано ликвидировать пробки в мегаполисах, обеспечить всех военных жильем и модернизировать школьное образование. Большинство этих обещаний забылось сразу после выборов. Как долго власти будут помнить о своих планах по сдерживанию тарифов после мартовских выборов, мы узнаем уже совсем скоро.
Не иначе предвыборные "метания" ? Кто-то жестко "одёрнул" расшалившихся и зарвавшихся комитетчиков по транспорту: ишь чего удумали - перед выборами президента цены в городе повышать... За рейтинг надо бороться.
На Мойке петербуржцы пытались спасти «гадкого утенка»
Санкт-Петербург, 5 января. Вернуть лебедя в стаю сегодня ночью пытались петербуржцы. Большую птицу увидели в воде напротив Новой Голландии, передают «Вести».
Люди подумали, что это птенец, настоящий «гадкий утенок», который, возможно, отбился от стаи и не может взлететь от истощения. Но, как выяснили журналисты, это почти взрослая птица, редкий в наших краях краснокнижный вид - лебедь-шипун. В первые два года жизни шипуны не по-лебединому серые, только потом перья белеют.
Случайные прохожие испугались, что птица замерзнет, и стали звонить по телефону 112, в зоопарк и даже в цирк. На призыв о помощи в итоге отреагировали спасатели, но и они сделать ничего не смогли.
За всем происходящим у дома 110 по набережной Мойки наблюдали полицейские. Они уговаривали людей не пытаться забрать лебедя к себе домой, а желающие были. Рискуя поскользнуться и упасть в ледяную воду, сердобольные прохожие спускались по скользкому граниту к нежданному гостю, кормили его хлебом и фотографировали. Лебедь, в свою очередь, вел себя совсем как ручной.
Откуда он на самом деле, еще предстоит выяснить, впрочем, ночь была не по-зимнему теплой, так что здоровью птицы ничто не угрожало.
Там целый ряд сообщений о гостях ярмарки. Всякий раз думается, а хоть кто-то отказался в знак протеста перед этим хамством у РНБ или сказал с трибуны, что надо бы прекращать это дело в этом месте... А 8-го Публичка уже открывается, а ярмарка вроде по 15-е.
Сегодня проходила мимо - это просто кошмар. Изуродован классический уголок родного города. Люди гибнут за металл(за прибыль), а за что же губят город?
Мало того эти балаганы создают пробку. Раньше можно было уйти с левым поворотом на Пл. Островского и далее на Фонтанку. Теперь если надо сделать левый поворот нужно ехать либо на всегда забитую Садовую, либо разворачиваться на Невском и в обратном направлении до Аничкова моста. Там уже поворачивают в 2 ряда вместо разрешенного одного.
__________________ Ars longa, vita brevis
Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.
М.б., наказ ЕР написать, чтоб на след. год не хулиганили - раз уж даже проездные отыграли назад в повышении, м.б., хоть пообещают? Впрочем, почти шутка :(
Аварийное историческое здание на набережной Фонтанки в Коломне планируется реконструировать под гостиницу. (наб.Фонтанки, 145б) В настоящее время демонтируются дворовые корпуса. Высока вероятность полного сноса.
Подтвердилось, что снос дома на Фонтанке 145б ведется без разрешений
* * *
Сегодня утром на объекте побывали координатор «Живого города» Юлия Минутина и зампред городского отделения ВООПИиК Александр Кононов.
На тот момент работ по демонтажу не велось; рабочие ООО «Строительная компания «Ирон» подготавливали к сносу один из дворовых флигелей. Никаких документов, кроме ордера ГАТИ на установку забора, представители строительной компании показать не смогли. По их словам, «все документы они передали в Администрацию Адмиралтейского района», при этом они подтвердили, что разрешения Стройнадзора нет, имеется только «переписка». Также строители сослались на некое распоряжение МЧС, которого при них не было.
По проекту, по словам коммерческого директора «Ирона» Максима Рота, планируется полная разборка всех конструкций, кроме фасадной стены. Сейчас прорублена арка в лицевом флигеле для вывоза мусора и разрушены два из трех дворовых флигелей.
Председатель комитета по охране памятников Александр Макаров отдал распоряжение приостановить работы по демонтажу. Завтра в КГИОП должно состояться совещание для обсуждения ситуации. Позже удалось связаться с районной Администрацией. Они подтвердили отсутствие разрешения на проведение работ.
Однако неизвестно, намерены ли строители выполнять указание главы КГИОП.
Петербургский парадокс: во дворе жилого комплекса экономкласса места для детских игр может быть больше, чем во дворе элитного дома в центре города.
Во дворе жилого дома можно поставить песочницу, а можно возвести целый комплекс для детских развлечений. Детская площадка для строителей уже давно не обязанность, а маркетинговый ход. Впрочем, такая площадка в любом случае обязательный элемент любого проекта жилого дома и такое же нормативное требование, как, к примеру, соблюдение показателей по инсоляции. Вопрос в том, какие именно площадки размещают застройщики на своих объектах.
Девелоперы стремятся применять конструкции, которые изготовлены из современных безопасных материалов. Так, например, во многих новых комплексах детские площадки покрыты резиновым ударопоглощающим покрытием.
Размеры детских площадок регулируются строительными нормами и зависят от количества проживающих в доме. Норма на одного ребенка составляет примерно 0,7 м2. Наполнение площадок также предусматривается проектом, но может быть различным по исполнению (например, горка простая или горка-лабиринт, песочница-коробка или песочница-городок и т.д.).
В элитных комплексах просторные детские площадки встречаются редко, зато отличаются экологичностью. "В элитных домах детские площадки сделаны, как правило, только из натуральных материалов. Они отличаются оригинальным дизайном, часто стилизованы под известные сказки или мультфильмы, - поясняет заместитель генерального директора ГК "ПИОНЕР" направления "Санкт-Петербург" Александр Погодин.
Дети, живущие в домах экономкласса, могут играть на более просторных площадках, чем те, кто живет в элитном доме. В элитных кварталах используется продукция тех же самых производителей детских площадок, но в связи с тем, что строительство элитного дома чаще всего является уплотнительной застройкой, он не оборудуется детскими площадками из-за дефицита территории. Жители домов экономкласса чаще обеспечены большими удобными детскими площадками. Детская площадка обойдется в половину стоимости самой дешевой квартиры в доме.
Есть примеры, когда застройщики заботятся о досуге не только будущих маленьких жильцов, но и их родителей. Безусловно, это возможно только в районах новой застройки.
Как обычно, название статьи не соответствует содержанию и сути описываемого. Похожи журналисты совсем разучились понимать что происходит, или редакторы им в этом "помогают".
ВС РФ признал законным исключение исторических зданий из списков памятников ПетербургаСудебная коллегия по административным делам Верховного суда (ВС) РФ отменила решение Санкт-Петербургского городского суда, который признал незаконным приказ комитета по охране памятников архитектуры и истории администрации города, исключивший 31 историческое здание из списка объектов культурного наследия.
Таким образом, коллегия удовлетворила жалобу представителя комитета, определив прекратить дело, передает РИА Новости.
На сайте городской прокуратуры сообщается, что в 2004 году комитет исключил из Списка выявленных объектов культурного наследия более 30 исторических зданий. Посчитав, что этот правовой акт был принят с превышением должностных полномочий, ведомство внесло представление председателю комитета, а затем направило заявление в суд. Санкт-Петербургский городской суд признал этот приказ незаконным.
В своей жалобе сотрудники комитета ссылаются на неправильное применение норм материального права, указывая на ошибочные ссылки на вышестоящие документы. Кроме того, по информации представителя комитета, Куйбышевский районный суд уже проверял данный нормативный акт, отказав в аналогичных требованиях. При этом, по его словам, на момент заседания в горсуде ответчику это было известно, но они хотели доказать законность приказа как такового. По утверждению подателей жалобы, решение об исключении объектов из списков памятников принималось при повторной экспертизе в рамках плановой работы в 2004 году.
Представитель Генпрокуратуры РФ в кассационной инстанции встала на сторону сотрудников комитета. Она пояснила, что городской суд при рассмотрении заявления зампрокурора Петербурга применил нормы - приказы 2001 и 2004 годов, которые ко времени судебного разбирательства уже устарели, и при вынесении решения имело смысл опираться на более поздние акты.
"Происходит не произвольное исключение, а плановая работа, в результате которой объекты признаются памятниками или не признаются", - сказала прокурор, полагая, что комитет действовал в рамках своих полномочий.
Ранее представитель комитета сообщал РИА Новости, что приказ об исключении зданий был издан в условиях правовой неопределенности, связанной с отсутствием порядка проведения государственной историко-культурной экспертизы. До момента утверждения необходимой документации действовали требования инструкции Министерства культуры СССР. Соответствующее положение было утверждено правительством Российской Федерации лишь в 2009 году.
Как сообщала ранее газета "Коммерсантъ", большинство зданий, исключенных комитетом из списка, впоследствии были снесены.
"Это послужило началом масштабного сноса исторической недвижимости (20 зданий из оспоренного приказа уже утрачены, еще около 13 снесены в результате аналогичных приказов, изданных позднее) и застройки освободившейся территории", - писала газета.
Издание также приводило слова начальника отдела регулирования градостроительной деятельности Минкульта РФ Андрея Никифорова о том, что, если решение суда вступит в законную силу, владельцам сохранившихся зданий придется заново проходить все установленные законом процедуры, в том числе историко-культурную экспертизу.
Вы просто не представляете эту кухню - и это хорошо для здоровья :)) Т.к. биться за сохранение авторского заголовка очень непросто, к тому же журн-ты многие и сами обучены именно так "устраивать" полосы.
Как обычно, название статьи не соответствует содержанию и сути описываемого. Похожи журналисты совсем разучились понимать что происходит, или редакторы им в этом "помогают".
"Мини-город" в Александровском парке законсервировали до весны
11 января 2012, 17:39 Мария Базалишвили
В комитете по благоустройству объяснили горожанам, почему скульптурная модель Петербурга "мини-город" закрыта "по техническим причинам" и откроется только весной.
Миниатюрный город открылся в Александровском парке 15 июня. Он представляет из себя бронзовые копии известных строений и архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. В первые же дни после открытия ансамбль привлёк к себе не только любителей прекрасного, но и вандалов, о чём писал летом dp.ru.
В январе ансамбль закрыт из-за наступившей всё-таки в Санкт-Петербурге зимы. В Комитете по благоустройству подтвердили, что какого-то специального плана консервации комплекса пока нет. Пока его просто закрыли для посещений, объяснив тем, что в "мини-городе" возможна только ручная уборка, и с наступлением снежной зимы уборка вручную затруднена.
Памятник обещают открыть, как только позволят природные условия, ориентировочно в апреле. Остаётся только порадоваться, что благодаря необычайно тёплому декабрю посетители парка могли вплоть до Нового Года любоваться миниатюрными ансамблями Дворцовой площади, Петропавловской крепости, Исаакиевского и Казанского соборов и других достопримечательностей Петербурга.
Губернатор Георгий Полтавченко дал поручение главе КГИОП организовать проведение государственных историко-культурных экспертиз в отношении наиболее спорных объектов, исключенных из состава вновь выявленных объектов культурного наследия. Таким образом, решение о включении либо об отказе во включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия пройдет дополнительную проверку.
Это решение было принято уже после того, как Верховный суд РФ отменил решение Санкт-Петербургского городского суда, который счел незаконным решение КГИОП об исключении ряда зданий из перечня объектов культурного наследия.
Объекты культурного наследия были исключены из перечня вновь выявленных в соответствии с процедурой, действовавшей по состоянию на 2004 год, напоминают в КГИОП
Жители протестуют против стройки автостоянки у Яблоновского сада
В зеленой зоне на между рекой Оккервиль, Российским проспектом и улицей Латышских Стрелков началось строительство автостоянки. Местные жители протестуют: по их мнению, это часть Яблоновского сада.
Сад был создан на месте бывшей свалки. Мусорный полигон занимал территорию, ограниченную улицами Ворошилова, Латышских Стрелков, Российским проспектом и рекой Оккервиль. Сейчас это место официально числится газонами и пустырями, а сам Яблоновский сад занимает небольшую территорию напротив дома № 10 по набережной реки Оккервиль, то есть стоянка на зеленую зону не попадает.
Заказчиком строительства выступает комитет по транспортно-транзитной политике, так как здесь оборудуют перехватывающую парковку. Подрядчик — ООО «Строительная компания „Питерстройиндустрия“». Сооружение стоянки обойдется городскому бюджету в 110 млн рублей. Ее должны построить до 1 июля 2012 года.
Местные жители выступают резко против стройки. Активист группы противников стоянки Евгения Бурдинская рассказала сегодня корреспонденту «Карповки»: «Тут постоянно зимой катаются с горки, а летом много людей выходит отдыхать на природу. В районе больше нет таких мест, где люди могут нормально собираться».
В администрации Невского района «Карповке» сегодня указали на существование поблизости от этого места недавно благоустроенного леса на улице Джона Рида. По мнению чиновников, там достаточно возможностей для отдыха местных жителей
Ледовому дворцу и петербуржцам, проживающим неподалеку от него, аукнулось хаотичное строительство начала нулевых. Огромный комплекс, рассчитанный на 12 тысяч человек, практически не обеспечен автостоянками. В итоге все посетители концертов и прочих массовых мероприятий бросают машины на прилегающих улицах и во дворах жилых домов. Для того чтобы облегчить задыхающемуся от автомобилей району жизнь, город принял решение — переделать единственное зеленое пятно под автостоянку. Строительные работы начались в декабре и тут же вызвали волну протестов.
Строительство, которое началось на углу Российского проспекта и улицы Латышских Стрелков, озадачило жителей всех окрестных домов. Никаких общественных слушаний, никаких объявлений не было. Просто в двадцатых числах декабря на пустырь прибыла техника, рабочие установили синий забор и начали снимать грунт. Общественность заволновалась.
«Нам никто ничего не объяснил, - рассказал «Фонтанке» проживающий в одном из домов по Российскому проспекту Алексей Орлов. - Никаких информационных щитов на заборе не появилось. Мы с огромным трудом узнали, что в некоторых СМИ летом, оказывается, прошла публикация о том, что комитет по транспортно-транзитной политике проводит конкурс по выбору подрядчика для строительства по этому адресу автостоянки». «Нашего мнения не только никто не спрашивал, но даже и не предупреждал!» - подчеркивает он.
Вступить в диалог с местными жителями чиновники КТТП, а комитет выступает заказчиком строительства, решили только после одного митинга, прошедшего 30 декабря, и в преддверии другого — назначенного на 14 января. Встреча с возмущающимися активистами состоялась 12 января. Гражданам объяснили, что комитет нацелен на выполнение нормы ФИФА о наличии парковочных мест для 10% посетителей, поскольку на планы по Ледовому накладывается перспектива проведения в 2018 году чемпионата мира по футболу, и выполнение соответствующих требований международных комитетов. Какое отношение Ледовый дворец имеет к чемпионату по футболу, осталось неизвестным. Зато жителям пообещали провести в ближайшее время общественные слушания — через три недели после начала строительных работ.
Будущая автостоянка на 522 машины предназначена для Ледового дворца — существующих парковочных мест комплексу не хватает категорически. Уже имеющейся стоянки на 200 мест явно недостаточно, а построенный в соседнем квартале многоэтажный паркинг у автовладельцев популярностью не пользуется — он заполнен на 40%. Посетители Ледового предпочитают парковать свои транспортные средства во дворах, под окнами жилых домов.
Вместимость Ледового — 12 тысяч человек, и даже если он заполняется лишь наполовину, то очевидно: новые парковки не просто нужны, а необходимы. Правда, новая автостоянка вряд ли проблемы решит. Но, как считает заместитель генерального директора комплекса «Ледовый дворец» Александр Артамонов, она может хоть немного облегчить жизнь — и самому дворцу, и петербуржцам, уставшим от транспорта многочисленных гостей комплекса. «Конечно, хорошо бы парковку на тысячу мест или два паркинга мест на восемьсот каждый, но это — бюджетные объекты. Поэтому понятно, что при разработке проекта исходили из идеи экономии бюджетных средств», - рассуждает он.
Жители с ним не согласны. Территория бывшей свалки ТБО на углу Российского проспекта и улицы Латышских Стрелков давно превратилась в символический островок зелени. Не дожидаясь, пока у городских властей дойдут руки до благоустройства рекультивированной (а попросту засыпанной) свалки, жители сами превратили ее в зону развлечений. С горки дети зимой катаются на санках, а летом на зеленой траве с удовольствием загорают взрослые. Выходят сюда и на шашлыки — словом, пустырь, получивший романтичное название Яблоновский сад (по названию раньше находившейся здесь деревни Яблоновка. — Прим. ред.), используется как полноценный парк. Это, конечно, не полноценный парк, но другой зоны отдыха поблизости попросту нет.
Долгое время этот пустырь числился в Перечне зеленых насаждений общего пользования и был защищен от застройки. Но в 2009 году, при корректировке этого списка, территорию площадью 2,51 га разделили на несколько земельных участков, оставив для зеленой зоны лишь пятую часть. Правда, никаких автостоянок не предполагалось — новые участки должны были использоваться для создания объектов физкультуры и спорта. Рекреации, а также сопутствующей инфраструктуры. Пролоббировал эти изменения, как рассказывают жители, депутат ЗакСа Игорь Высоцкий.
«Мы хотели, чтоб наши дети занимались спортом, - рассказывают жители квартала. - Поэтому по нашим обращениям он добился того, чтобы здесь запланировали создание зоны активных видов спорта. Но никаких спортивных объектов так и не появилось, а нас погубило слово «инфраструктура» - автостоянка подходит под это определение. Так что стройка ведется на законном основании».
Впрочем, против того, что Ледовому дворцу необходимо как-то решать проблемы с парковками, не возражает никто. Как пояснил «Фонтанке» архитектор Владимир Григорьев, имеющий самое непосредственное отношение к созданию этого объекта, Ледовый полностью соответствует тем нормам, которые действовали во время подготовки проекта. «Что парковок недостаточно, было очевидно и тогда, - добавил он. - Планировали использовать территории в соседних кварталах, у станции метро - там сейчас построены коммерческие паркинги».
По мнению противников строительства, было бы разумным вернуться к идее создания многоуровневых паркингов поблизости от Ледового дворца. Поскольку среди протестующих есть и опытные проектировщики, ими подготовлены и альтернативные предложения для организации мест размещения автомобилей. Эти проекты активисты намерены предложить комитету по транспортно-транзитной политике на предстоящих общественных слушаниях. К сожалению, хотя любой из разработанных жителями квартала способов позволит решить проблемы Ледового дворца намного эффективнее, чем парковка, строящаяся по заказу КТТП, бюджету все иные варианты обойдутся значительно дороже.
Справка:
Ледовый дворец - многоцелевой спортивно-концертный комплекс, в котором можно проводить спортивные соревнования, концерты, цирковые шоу; выставки и ярмарки, конференции, празднование юбилейных дат организаций и фирм со столиками до 1000 мест, танцполом и сценой. Начало строительства - 1998 год, окончание - 2000 год. Ледовый дворец строился специально для проведения чемпионата мира по хоккею с шайбой в Санкт-Петербурге в 2000 году. Заказчик - ОАО "Дворец спорта".
Генеральный подрядчик - Skanska East Еurоре Оу. Проектные проработки выполнил проектный институт АООТ "ЛенНИИпроект". Технико-экономическое обоснование и архитектурную концепцию разработал Московский научно-исследовательский и проектный институт объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения (МНИИП). Разработку рабочей документации обеспечивало проектное бюро ЗАО «Игл Групп Санкт-Петербург» и Eagle Group International.
Конкурс на строительство парковки для Ледового дворца КТТП объявил в августе 2011 года. Стоимость работ оценивается в 110,8 млн рублей. Вместимость автостоянки — 522 машино-места. Строительство должно завершиться к июлю 2012 года.
Яблоновский сад — рекультивированная территория бывшей свалки твердых бытовых отходов (ТБО), прекратившей свое существование в 1975 году. Любопытно, что в 2006 году, по данным геоэкологической экспертизы участка, которую ФГУП «Урангеология» выполнило по заказу ЗАО «СКА Санкт-Петербург», на месте бывшей свалки планировалось строительство спортивного комплекса — крытого спортивного катка и гостиницы на 100 мест. Так что не исключено, что сюрпризы для жителей квартала еще не закончились.