ПОКА ОДНИ СНОСЯТ ФИЗИЧЕСКИКОНСТРУКТИВИЗМ, ДРУГИЕ ПИАРЯТЗАМЫСЛЫ НОВЫХ СНОСОВ.
В Ленинграде-Петербурге как известно есть большие традиции художественной культуры. Они связаны в том числе и наличием уважаемой и авторитетной высшей школы по подготовке будущих мастеров культуры Академии художеств.
Но интересно заметить, что сейчас мало кто может узнать на сайте этого ВУЗа, что в 1920е гг. это был ВХУТЕИН, в стенах которого существовала целая мощная школа современного авангардного искусства. И важно отметить, что выпускники это авангардной школы внесли большой практический вклад в архитектуру СССР. Почему-то нынешние академики стыдливо открещиваются от этого блистательного периода Академии, когда она была в одном ряду с ведущими европейскими школами современного искусства.
Пародоксально, но факт, что в Академии замалчивают и вытравливают память о ведущей роли этого ВУЗа в развитии современного искусства в нашей стране в 1920-30е гг. Более того, заведующий кафедрой этого заведения занялся прямой пропагандой сноса здания блокадной электроподстанции ради возведения на её месте отеля в духе ретроспективизма.
Казалось бы в "культурной столице" России в руководстве городской ячейки союза архитекторов должны быть всесторонне образованные и культурные люди, с уважением относящиеся к творчеству своих предшественников. Ан нет, не получается!
Вот г-н Попов разоткровенничался в интервью об архитектуре Северной столицы и показал свою вкусовую ограниченность в вопросах эстетики.
Пассаж про снос конструктивистской блокадной тяговой электроподстанции выдал с головой всю глубину заскорузлого консервативного ретроградного мышления господина академика.
Он, де, не знает, кто её построил и зачем на стену прилепили памятную доску про блокаду (!!!), и вообще, фи! стены этого изящного стильного архитектурного сооружения из ....силикатного кирпича, пардон - пренебрежительно-брезгливо заметил господин академик! Ну ладно у Ле Корбюзье - голый бетон торчит, а тут - кирпичи голышом. Да, это, конечно, оскорбляет воспитанного на изысканных увражных картинках эпохи Возрождения преподавателя Академии художеств, не привыкшего к стройкам и стройматериалам в "неприкрытом виде". Странно читать эти высказывания, недостойные не только культурного человека, но и тем более одного из "рулителей" Союза архитекторов Петербурга.
Оно понятно, классическая школа еще постсталинского разлива, присущая Академии художеств и по сей день порождает такие рецидивы ретромышления, отторжения модернизма вообще и советского конструктивизма как его части. Но г-н академик должен отдавать себе отчет, что история архитектуры - это не то, что он хотел бы видеть, а то, что было в этой стране. И можно не понимать конструктивизм, но ДОЛЖНО уважать это направление эстетической мысли нашей Родины, тем более, что история конструктивизма связана с историей самой Академии (ВХУТЕИН). Ибо историю советской архитектуры никто не может отменить, не может вымарать из неё высочайшее достижение народного творческого духа - советский конструктивизм. Тем более недостойно, что г-н Попов решил стать своеобразным "архитектурным адвокатом" СНОСА исторического здания в стиле конструктивизм ради проталкиваемого прибыльного прожекта отеля в духе ретроспективизма. Возникает вопрос: а не причастен ли давший интервью к выгодополучателям этого новодела на планируемом месте руин исторического архитектурного объекта, хранящего память о блокадной трагедии? Хочется надеяться. что это только эстетическая ограниченность привела г-на академика в стан лютых врагов архитектуры как искусства многообразного и памяти о подвиге народа.
« Последнее редактирование: 13 Apr 2022, 15:11 от Mary »
Проголосуйте на сайте сейчас, ибо завтра может быть уже поздно!
СНОСИТЕЛИ работают не покладая рук по всей стране.
Пустующая круглая баня в Тюмени по ул. Ленина, 3 – памятник конструктивизма, – стоит, завешанная рекламными баннерами, ждет запланированной реконструкции под офисный центр. Реконструкция должна была начаться еще год назад - но теперь отодвинулась на неопределенный срок. Может, к лучшему. Построили баню в 1930-32 гг. Конструктивизм, первый советский архитектурный стиль, воплотил в камне, металле и стекле идеи русского авангарда начала XX века.
Подчеркнутая функциональность, осмысление возможностей новой техники и материалов, простые геометрические формы, экономичность и отсутствие излишеств. Творились здания для новых, свободных и счастливых людей – созидателей светлого будущего (даже, скорее, жителей светлого будущего), - и нового демократичного типа человеческих отношений. И часто сами объекты были по назначению принципиально новыми: фабрики-кухни, дома-коммуны, дворцы труда. Многие проекты так и не осуществились – архитектурная мысль опережала возможности страны, только что пережившей мировую и гражданскую войны, да и лозунги о свободе и счастье все больше расходились с реальностью. В итоге советский конструктивизм в архитектурной практике просуществовал лишь десятилетие: с начала 1920-х до начала 1930-х. Затем впал в немилость партийных властей и был насильно вытеснен «сталинским классицизмом» - тяжеловесными зданиями с колоннами и портиками. Эстетике тоталитарной империи 30-х годов они соответствовали больше. Подобные, кстати, сейчас сооружают опять – в качестве примера можно привести Тюменский драмтеатр. Первым конструктивистским проектом была «башня Татлина» - созданный в 1919-1920 гг. художником Владимиром Татлиным проект памятника Коминтерну в виде гигантской башни, где внутри спиралевидного каркаса должны были вращаться «первичные формы»: куб, конус и цилиндр. Идея строительства круглых бань принадлежит ленинградскому архитектору-авангардисту Александру Никольскому. Самое крупное его творение – стадион им. Кирова, сооруженный в северной столице 1932-1950 гг. В 1926-27 гг. Никольский с соавторами создал три проекта бань. Один из них – экспериментальная круглая баня. Круглый периметр минимизирует потери тепла. Для еще большего теплового эффекта здание планировалось углубить в землю. В центральном дворике должен был разместиться открытый бассейн, а на крыше – солярий под большим сферическим стеклянным куполом.
Поможем российской глубинке сохранить архитектурный шедевр мирового уровня для потомков!
« Последнее редактирование: 13 Apr 2022, 15:12 от Mary »
В Тюмени власти собрались снести здание бани в стиле конструктивизм, построенную по проекту ленинградского архитектора А. Никольского.
Здание бани построено в 1932 году по проекту ленинградского архитектора, лауреата Государственной премии СССР А.С. Никольского (1884-1853). В 1926–1927 годах зодчий с соавторами (Гальперин В. М., Демков Н. Ф., Крестин А. В.) создали три проекта бань, два из которых были выполнены в Ленинграде в 1927-1930 гг. Это Круглая баня на современной площади Мужества (ул. Карбышева, 29А), которая действует до сих пор, и Ушаковские бани «Гигант» в районе Нарвской заставы. Тюменская баня – это архитектурное подобие одной из тех бань. Трёхэтажное здание круглой в плане формы, планировочная структура которого построена концентрически: раздевальные помещения расположены во внешнем кольце, мыльные – в среднем (освещены вторым светом), парильные – в центральном, примыкающем к шахте коммуникаций. Шахта является несущим элементом, воспринимающим нагрузку от монолитных железобетонных перекрытий.
Здесь идет сбор подписей ЗА СОХРАНЕНИЕ этого ценного для истории искусства и культуры объекта советской авангардной архитектуры 20 века.
Будем признательны Вам за перепост и распространение этой информации. И,конечно, спасибо за вашу подпись в защиту от сноса!
« Последнее редактирование: 13 Apr 2022, 15:12 от Mary »
Интересная статья в саратовском журнале про известного архитектора эпохи конструктивизма Константина Мельникова, в дальнейшем, к сожалению, почти что оставшегося не у дел:
Авангардист в ссылке. Всемирно известный архитектор Константин Мельников преподавал в саратовском политехе и был депутатом октябрьского райсовета
Извините, если было, тему всю пока не осилил :)
« Последнее редактирование: 13 Apr 2022, 15:12 от Mary »
Интересная статья в саратовском журнале про известного архитектора эпохи конструктивизма Константина Мельникова, в дальнейшем, к сожалению, почти что оставшегося не у дел:
Да, судьба талантливейшего и выдающегося творца новой архитектуры авангарда в СССР Константина Мельникова наглядно и убедительно показывает, что большинство архитекторов 1920-х гг., заложивших основу МИРОВОЙ славы советской архитектуры позже, после 1933, стали по воле партийных кругов своей страны изгоями, подверглись гонениям как ФОРМАЛИСТЫ, носители мелкобуржуазного течения эстетической мысли, и !!! низкоклонства перед западной архитектурой. Они терпели материальные лишения за свои эстетические убеждения.
Фактически конструктивисты и представители НОВОЙ архитектуры модернизма подверглись действию "запрета на профессию" из-за несогласия с официальной линией ВКПб на украшательство, на изображение средствами архитектуры того, чего на самом деле не было в социально значимом масштабе - процветания и благоденствия общества, "Процветание народа" осталось в картинах, скульптурах, пышных лицевых фасадах зданий на главных улицах городов и поселков. Это была архитектура пропаганды величия социализма.
Часть архитекторов поняла новые сталинские "правила игры" и включилась в эту украшательскую деятельность в духе копирования образцов давно прошедших веков, но часть не смогли отречься от своих убеждений - Константин Мельников навсегда останется в памяти ка кнепреклонный и стойкий приверженец современной эстетики 20 века. Он ценой своего публичного забвения и нищенского существования доказал власти ВКПб, что есть подлинные ценности, неподвластные суете и подобострастию перед властями, они выше унижений и преследований со стороны адептов догм властителей!
Жизнь Константина Мельникова - личный подвиг настоящего неподкупного рыцаря архитектуры модернизма, "не прогнувшегося" под "зигзаги удачи" и подачки новых господ страны. Он не хотел "колебаться вместе с линией партии", большинство же его коллег выбрали такой путь "колебаний" туда-сюда под влиянием партийных "кнута и пряника".
« Последнее редактирование: 11 Mar 2013, 13:29 от sperling »
Глядя на фото информационного щита снесенного здания конструктивизма.
РЕКОНСТРУКЦИЯ 21 века по-петербургски = СНОС исторического здания!
То здание общежития, что было на этом месте и то, что нарисовали - с точки зрения архитектуры "две большие разницы". В первом случае полет и размах, выражение энтузиазма будущего, во втором прагматичное, унылое и серенькое сооруженьице, в объёмной массе повторяющее форму снесенного, но с упущением важных архитектурных особенностей, придающих дух времени облику, обостряющих восприятие образа здания как части духовной жизни общества на подъеме своих жизненных сил и устремлений к новому миру.
Я горжусь тем, что успел в последние дни до начала сноса еще увидеть здание целиком, теперь уже с определенностью утверждать, историческоездание.
Теперь будет муляж, подделка, сделанные без чувства и вкуса, а только для получения вожделенных квадратных метров. Но авторы и их боссы-заказчики будут заверять, что они сделали всё как в 1930е годы, но из новых материалов и с улучшенной планировкой.
« Последнее редактирование: 15 Mar 2013, 14:00 от sperling »
В продолжение истории архитектора Мельникова: вчера на "Двести.фм" утром в передаче Соловьёва его мама-искусствовед рассказывала о Мельникове и своих впечатлениях от его творений.
Желающие послушать - переходим по этой ссылке, и в плеере выставляем время 10:37:13
2 sperling - видел Ваше сообщение в "сталинской" теме, пока ответить не могу - там надо развернуто, а свободного времени сейчас, к сожалению, мало :(( Как смогу - отвечу :)
"На развитие архитектуры объективно влияют наличие или отсутствие определенных ресурсов реализации и жизнеобеспечения, использование тех или иных строительных материалов, применение той или иной техники и технологии. На разных этапах это влияние соответствует своему уровню духовного и материально-технического развития. С течением времени это влияние усиливается, поскольку техника и технология усложняются.
Зачастую знаковые и нестандартные объекты архитектуры на данном этапе развития нельзя реализовать или сохранить как памятники. Именно поэтому идеи и объекты архитектуры имеют свои исторические даты "рождения", музейной архивации и "смерти".
Непонимание этого диалекта приводит к вздохам и ахам по поводу публичной "казни" частей конструктивизма.
Однако, я всегда почитаю культуру и прикладываю все усилия для её сохранения, поскольку понимаю что за её разрушением проглядывается тьма невежества и убожества. Только из-за этого у меня появляется смутное предчуствие чего-то нехорошего, когда разрушают часть культуры (архитектурного объекта).
Иными словами во мне идёт борьба и надо решать или выбирать между прошлым и будущим.
У Автора, кстати, ещё есть время создать свой конструктивизм.
был свято уверен, что Петербург один из самых крутых русских городов по части конструктивизма, но стоило окинуть лёгким взглядом Иваного как мнение кардинально сменилось. тамошний уровень глубоко космичен. особо шокировало это здание http://maps.yandex.ru/-/CVV4yYJK
Вы метко подметили, что наш ленинградский конструктивизм более сдержан и не столь радикализован как в Москве или других городах. Вероятно, над нашими местными архимтеторами довлела масса той архитектуры, которая составляла ткань городской застройки, но часть наших зодчих реализовали смелые идеи в других городах - вспомним Дом Госпрома в Харькове, это-то точно выдающийся образец конструктивизма.
Иваново - тоже очень интересное место в плане объектов конструктивизма, там много строили в годы первой пятилетки, и достраивали в годы второй пятилетки, при этом там не было такого яростного перелицовывания в угоду идеологам ВКПб уже начатых стройкой зданий, т.е. они не потеряли своё конструктивистское лицо из-за давления идеологии сталинизма, а также там не было разрушений войны. Архитекторы, проетировавшие для Иваново, не были связаны какими-то сложившимися традициями местной застройки, т.е. практически они могли начать как бы с чистого листа, не на что было оглядываться, старая застройка была примитивной, малоэтажными домики без изысков.
Поэтому Иваново сегодня действительно имеет ряд интересных объектов советского конструктивизма, которые надо защишать от сноса.
На Бумажной улице, 8, в этом году должен завершиться снос нескольких аварийных домов, что необходимо для строительства здесь нового жилого квартала. Работы начались в 2010 году:
В Самаре известная конструктивистская фабрика-кухня не будет снесена, а, более того, будет отреставрирована! Со мной в частной переписке поделился интересной информацией мой приятель из Самары, человек не занимается этой проблемой, но любит архитектуру и свой город. Практически до настоящего момента шёл, вообще, разговор о сносе здания, но вот сейчас, похоже, ситуация получила вполне благополучное разрешение. По этому зданию в интернете много информации. Например: старое фото - http://vfl.ru/fotos/foto_zoom/3a6fd54a239974.html http://moscvartira.blogspot.ru/2010/08/blog-post_25.html (внизу страницы) http://ru-sovarch.livejournal.com/534147.html Вот это - наиболее оптимистичное: http://www.trkterra.ru/tag/prokuratura-moskvy Мой товарищ общался с А.Хинштейном, который, будучи избранным от Самары депутатом ГД, курирует этот вопрос, совсем по другой проблеме, но как болеющий за свой город человек, расспросил на эту тему и получил вполне оптимистичный ответ, чем и поделился со мной.
« Последнее редактирование: 20 Apr 2013, 03:03 от Uncle Gene »
Признано, что мы не в состоянии остановить разрушение зданий конструктивизма под напором денег и пошлости, вульгарного представления о том, что "красиво", а что "некрасиво".. ВЫсказывать своё отношение к памятникам архитектуры и собирать сведения, описания, исторические факты, фото и видеоматериалы - задачи для тех неравнодушных к созидательному творчеству собственного народа, кто хочет помочь делу сохранения архитектурного наследия ХХ века. Если сохранить эти скромные сооружения для потомков не представляется возможным, то есть 2 простые задачи:
1. создавать честные непредвзятые описания и фотосвидельства зданий современной архитектуры, прежде всего - конструктивизма, ибо он сегодня под ударом мещан, обывателей и агрессоров-бизнесменов.
2. Активно и любыми способами информировать общественность, раскрывая подлинное культурное значение памятников архитектуры 1920-х-1930-х годов в СССР.
Обывательские представления эстетически малограмотных "денежных мешков" о ценности и неценности архитектуры в сочетании с поднявшейся до уровня всеобщего "национального тренда" тяги к кичу и пошлятине в архитектуре - вот главная БЕДА сегодняшнего дня. Отстуствие просвещенного отношения к истории архитектуры порождает дикость практического уничтожения бесценных памятников советской архитектуры ХХ века.
Бесполезная попытка копировать прошлое в архитектуре приводит лишь к абсурдному удорожанию зданий. Карикатура на архитектуру: ни старая, ни новая.
Валерий Нефедов, доктор архитектуры, проф. СПбГАСУ
Собрание актива DoCoMoMo-Россия - национальной секции DoCoMoMo International -- международной неправительственной организации, связанной с изучением и защитой архитектурного и градостроительного наследия модернизма. В настоящее время DoCoMoMo International сотрудничает с UNESCO и насчитывает 53 национальные секции и более 2300 индивидуальных членов по всему миру. Организация пользуется влиянием как в сфере сохранения наследия, так и на более широком поле архитектурной культуры. Она объединяет историков, архитекторов, градостроителей, ландшафтных архитекторов, специалистов по реставрации и защите наследия, преподавателей, сотрудников государственных, а также неправительственных организаций и студентов. На собрании выступили генеральный секретарь DoCoMoMo-Россия Анна Броновицкая, председатель DoCoMoMo-Россия Владимир Шухов, главный редактор сайта Николай Васильев и другие.
« Последнее редактирование: 13 Apr 2022, 15:15 от Mary »
В «Ночь музеев» для екатеринбуржцев приготовили несколько уникальных экскурсий В том числе специальные экскурсии по улицам Екатеринбурга -
Интересующиеся архитектурой уральской столицы, смогут отправиться на автобусные экскурсии «Екатеринбург. История конструктивизма».
В маршрут вошло более 40 зданий и архитектурных комплексов: памятников архитектуры федерального и мирового значения. Экскурсии проведет заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, кандидат архитектуры, профессор УралГАХА, член Союза архитекторов России, Леонид Николаевич Смирнов.
Начало маршрута: Исторический сквер, Плотинка, каждый час, с 19.00. Билеты можно будет приобрести в автобусе. Продолжительность — 1,5 часа.
даа уж! у нас много зданий конструктивизма, и многие - в плачевном состоянии.. и недавно в центре вновь смели экскаватором старинный домик XIXв, "мешающий" строительству ТЦ, несмотря на предписание о запрете трогать домик и ПРИСУТСТВИЕ равнодушной полиции (
[---Цитата:33889,2570,1367830054---]
экскурсии «Екатеринбург. История конструктивизма».
надо запланировать )
ps/ хотя к НМ отношение двойственное - идея хорошая, но воплощение.. - вход в музеи платный (и даже иногда выше повседневного!) , вопреки анонсируемому свободному входу..