В Санкт-Петербурге на этой неделе объявят третий по счету конкурс новой сцены Мариинского театра.
Идеей реконструкции здания Мариинки и ее экспансии за Крюков канал Валерий Гергиев впервые поделился с Борисом Ельциным в 1997 г. Но договориться об этом удалось лишь с и. о. президента Владимиром Путиным, посетившим город в 2000 г.
Правда сейчас - цитата - Владимир Путин - "К концу этого года (2009) должно быть завершено строительство подземной части театра. Однако архитектурное решение внешнего вида нового здания все еще не определено" (29 мая, Ново-Огарево).
Первый тендер на строительство был в 2001 г. Победу разделили петербургский арх. Олег Романов и американец Эрик Оуэн Мосс из Лос-Анджелеса. Гергиев о проекте Мосса - "В проекте Мосса мне нравится как раз то, что он раздражает, будоражит. Не вина Мосса, что он живет в Америке, а не в Санкт-Петербурге и наших правил не знает. Архитектура у него все равно отличная".
Следующий конкурс стартовал в июне 2002 г. В это же время снесли Дворец культуры имени Первой пятилетки и фрагмент Литовского рынка Джакомо Кваренги.
Конкуренцию Моссу с его новой версией стеклянных мешков составили пятеро знаменитых иностранцев - Ханс Холляйн (Австрия), Эрик ван Эгераат (Нидерланды), Доминик Перро (Франция), Арата Изодзаки (Япония), Марио Ботта (Швейцария) и пять российских команд - Андрей Боков в паре с Олегом Романовым, Юрий Земцов с Михаилом Кондиайном, Сергей Киселев, Александр Скокан и Марк Рейнберг с Андреем Шаровым.
В конкурсе победил Доминика Перро с проектом "Золотой купол" или "Платье императрицы".
Но в 2007 г. французу указали на 400 ошибок в проектной документации.
К этому времени свои макеты прямоугольных коробок представили французская компания RFR (построившая стеклянные пирамиды у Лувра по проекту Йо Мин Пея), немецкое бюро Braun & Schlockermann-Arcadis (тоже специализирующееся на реконструкции исторических зданий), а также четыре петербургских архитектора Эдуард Мирер, Александр Миров, Сергей Юшканцев и Андрей Малышев.
Ну, и что кому понравилось? На мой взгляд, все проекты отвратительны. Ничего не зацепило. На театральной площади настолько сформировавшийся ансамбль, что внедрение какого-либо из этих проектов в данную канву будет выглядеть как нашествие варваров.
« Последнее редактирование: 9 Jun 2009, 19:17 от русалочка »
__________________ Рим - вечный, Петербург - единственный
Чтобы не торчало, это проект Денисова, как я понимаю. НО разрушить целый квартал, если не больше, ради этих сомнительных проектов, это ... Есть же у них концертный зал, в конце концов!
« Последнее редактирование: 9 Jun 2009, 20:16 от русалочка »
__________________ Рим - вечный, Петербург - единственный
"Живой город" - будущий облик Мариинки-2 должны определить зрители
Каким быть второму зданию Мариинского театра, должны решать сами зрители - с такой инициативой выступили сегодня, 4 июля, активисты движения "Живой город". Они обратились к директору театра Валерию Гергиеву с тем, чтобы организовать анкетирование петербуржцев и гостей города непосредственно перед спектаклями. По мысли градозащитников, проект будущей Мариинки-2, "ввиду особой значимости этого объекта", следует разрабатывать с учетом результатов опроса общественности.
Руководству театра, как сообщает корреспондент ЗАКС.Ру, предлагается разрешить распространение перед спектаклями, силами билетеров и волонтеров, "опросных листов с целью выяснения представления зрителей о том, как должно выглядеть здание второй сцены".
"Проект публичного здания, тем более строящегося в историческом центре, на одной из красивейших площадей Петербурга, обязательно должен учитывать пожелания самих жителей, поэтому представляется очень важным изучить мнение общественности", - уверены авторы обращения.
Респондентам предстоит выбрать и отметить наиболее подходящий, на их взгляд, материал (среди вариантов ответов - природный камень, кирпич, стекло и бетон), цвет фасада (светлые тона с пышным декором, зеркальный, металлик), а также высоту будущей постройки. Кроме того, зрителям предлагают взять за ориентир исторические здания петербургских храмов Мельпомены и Терпсихоры - здание самой Мариинки на Театральной площади, Михайловский театр и т. д.
Учитывая, что очередной конкурс на лучший архитектурный проект второй сцены театра уже объявлен, активисты ЖГ намерены запустить свой проект как можно скорее.
Проект строительства здания для второй сцены Мариинского театра получил положительное заключение Главгосэкспертизы.
И вспомнилась мне близкая по мироощущению статья художника и писателя В. Шинкарева: "НА СМЕРТЬ КРЮКОВА КАНАЛА В конце 70-х годов мне случилось написать цикл басен, сильно выстраданных. Самая странная: «Памяти Гнея Пизона». Там вся мораль исчерпана предуведомлением: «Тацит в «Анналах» описывает нескончаемые споры по поводу мелкого вопроса: отводить ли русло Тибра от пастбища? Наконец возобладало мнение некоего Гнея Пизона (более в Анналах» не упоминается), который предложил «оставить все так, как оно есть». Далее в басне воспевается идея неизменности и недеяния, оставления как есть, и заканчивается: «Брось на помойку, Тиберий, Сивиллины книги. Ражий потомок, наверх баррикады не лезь. Отрок! Услышав глупцов вдохновенные крики, уши прикрой и обдумай Пизонову весть». Сейчас меня озадачивает: как это я уже тогда догадался? Как мой теперешний консерватизм отбросил длинную тень в молодость, в эпоху, когда все казалось заведомо, беспросветно неизменным? Это сейчас я брожу по городу в поисках хоть маленького участка, где все осталось неизменным, незагаженным глупой и бесстильной современностью, и эти кусочки сокращаются – до нескольких домов, затем до дома, до подворотни. Но один дом без реклам и всех современных примочек погоды не сделает, ведь Петербург «если красив, то именно в целом, или, вернее, огромными кусками, ensemble, широкими панорамами», – писал Александр Бенуа.
Конечно, лозунг «оставьте как есть» легко довести до абсурда, получится, что ничего делать не надо. Если всякое изменение к худшему, само существование Петербурга подозрительно. Жители Ниеншанца в XVII веке тоже хотели, чтобы остались как есть леса и болота дельты Невы, и тут вдруг такой хаос – ведь как создавались красивые ансамбли Петербурга? «Сплошь и рядом, – пишет И. Грабарь, – какое-нибудь здание начинал один архитектор, продолжал другой, заканчивал третий, а под конец снова переделывал четвертый». «К этому надо добавить, – комментирует Грабаря В. Паперный, – что пятый архитектор сносил то, что создали первые четверо, и начинал все сначала».
Тем не менее мое поколение считает, что Петербург в целом удался. Стоило бы его оставить как есть. (Возможно, каждое поколение одобряет то, что застало в молодости, и наши дети будут с ностальгией рассказывать нашим правнукам про милый старомодный Петербург: полуразрушенные дома с нелепыми вкраплениями элитных магазинов, полчища дышащих ядом машин, гирлянды реклам с полуголыми бабами...)
Вот я, собственно, и рассказал, что думаю по поводу строительства рядом с Мариинским театром еще одного. В старом уже маловато места, а спрос нужно удовлетворять. (Один художник заметил: а если на «Джоконду» давка, то в соседнем зале надо еще одну «Джоконду» повесить). Правда, «ALLA SCALA» в Милане – тоже известный театр, и размером на порядок меньше, чем Мариинский. Но все-таки, после жесточайших споров, новое его здание в Милане построили не по соседству, а далеко за чертой исторического центра города, в промышленной зоне.
А у нас построят тут же, на другом берегу Крюкова канала. Снесут здание ДК имени Первой пятилетки (само название – памятник!), Литовский рынок (архитектор Кваренги, между прочим!), да весь квартал хороший. Но, может быть, новое здание за такие громадные деньги органично впишется в ансамбль Крюкова канала? Столько блестящих архитекторов, выставка проектов. Даже я сходил: похоже на автобусные остановки, аэропорты, золоченые или прозрачные мешки...
Да какая разница, что они там построят? Я не верю в существование сейчас какого-либо стиля, чего-нибудь, обладающего душой. Уж не говорю о настоящем, большом стиле – такового в европейской цивилизации давно нет, но даже такие мелкие, как конструктивизм, ар деко или сталинский ампир, – и те недоступны современным мастерам. Нет приемлемого проекта. Кроме, разумеется, «оставить все так, как оно есть»".
Я процитировал статью целиком без разрешения автора. Ну, автор человек хороший, он наверняка не будет против.
« Последнее редактирование: 27 Dec 2010, 17:13 от Кнульп »
Чтобы не торчало, это проект Денисова, как я понимаю. НО разрушить целый квартал, если не больше, ради этих сомнительных проектов, это ... Есть же у них концертный зал, в конце концов!
Как там сейчас-то дела? Если Денисова поумять в площади - то весьма даже и здорово. Уж лучше, чем все эти слеклянные рога да кубы.
__________________ Тот, для кого законы "прописываются", а факты - "озвучиваются", не живет своей жизнью. Разве что ее проживает.
Это для тех, кто еще не понял, они показывают, как своей бетонной задницей они раздавят все на свете. У здания действительно были скругленные углы, но с какой стати воспроизводить их на фрагменте из середины здания? В общем: нате вам, подавитесь своим рынком.
Если бы всё было так просто, милые дамы и милейшие господа....
Фасады зданий - это лишь вершина айсберга. А лицевые фасады - это лишь некая часть этой самой "вершины айсберга".
Проблема современного театра - это сложнейшая высокая технология сценического действа и поддержания среды (отопление, кондиционирование, свет и т.д.), которая должна быть в нормальном театре ПОЛНОСТЬЮ скрыта от глаз и ушей ничего не подозревающего о её существовании зрителя, который просто предается МАГИИ театра, усаживаясь в своё кресло в партере или ложе.
Но театр 19 века и театр 21 века также отличаются как карета с лошадкой от современного супер автомобиля, начиненного не только самым мощным двигателем, но сложной системой компьютерного управления всеми процессами.
Другое дело, что место рядом со старым театром было столь мало, что впихнуть весь этот фактически ЗАВОД с огромным по размерам технологическим оборудованием и его специфическими требованиями к размещению (насосы, вентиляторы, кондиционеры, подъемники, гидравлические системы сцены, компьютерные студии звука и света и т.д.) в это зажатое допустимой высотой здания и габаритами в плане пространство всё это техническое оборудование почти невозможно.
Насколько я понял, В.Гергиев поставил на самую высокую отметку планку технологического совершенства театра - на уровне мировых стандартов, а вопросы внешнего вида были признаны второстепенными.
....." гергиев поставил на самую высокую отметку планку технологического совершенства театра - на уровне мировых стандартов, а вопросы внешнего вида были признаны второстепенными. "
Ммм! как это творчески, как тонко!. Пусть Питер под Звезду Белых Ночей подстраивается, не ей же под Питер в конце концов-то! Вот еще!
« Последнее редактирование: 14 Sep 2012, 12:07 от Rentgen »
Тут дело не в Гергиеве. Он уже занял свое место не только в музыке, но и в политическом истеблишменте, поворачиваясь как флюгер вместе с линией партии. Но оставим его политические взгляды.
Возьмем концертный зал на Декабристов. Снаружи - несто странное, до сих пор огороженное какими-то конструкциями. Под парковку отгрызен большущий кусок территории института Лесгафта, разрушен футбольный стадион. Интерьеры мне мучительно напоминают что-то вроде БКЗ на новом витке развития. Плюс отвратительная акустика. Зато за достижение выдается факт сохранения фасада по Писарева.
Вторая сцена - снесли ДК, школу, дом в Минском переулке - следовало бы ждать на их месте здания, по крайне мере интересного. Что имеем на сегодняшний день? Построено скучнейшее здание то ли ТРК, то ли БЦ. Проект делала никому неизвестная канадская компания, не построившая ни одного театра, ни разу не осуществлявшая проектов в мегаполисе.
Понятно, что Гергиеву наплевать на архитектурную составляющую, при современных технологиях театр можно и в ангар запихать, но горожанам-то за что такой подарок?
Вообще история стрительства второй сцены рифмуется со строительством стадиона на Крестовском. Многократно измененный проект, вбуханные денжищи, долгострой. Только Гергиев процесс интенсивно подталкивает, а у стадиона такого лоббиста нет.
БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ. ЭТО ПРОСТО ЦИТАТА ОЧЕРЕДНОГО ОТКЛИКА НА ЗЛОБУ ДНЯ.
В Петербурге уже пару недель шумят по поводу почти построенной второй сцены Мариинского театра. Десять лет назад ее хотели строить по проекту Перро, с клевым золотым куполом — прогрессивная общественность была скорее против. Потом стройка пошла вразнос, европейского архитектора выгнали, от купола отказались под предлогом трудной и дорогостоящей чистки от снега, провели еще один конкурс — ну и получили то, что получили: самый дорогой в мире театр, который строился слишком долго, а вышел вполне себе обычным. Не плохим, не хорошим, просто никаким, нейтральным — чистая функция. И прогрессивная общественность теперь опять против. И даже кажется (ну, по крайней мере мне), что те, кто громче всего когда-то ругали проект Перро, теперь с особенной теплотой вспоминают, как же вот та идея была хороша, а эта — ну черт знает что. Может, это только лишь аберрация сознания.
Самое интересное, что эта история отлично описывает несколько важных и неочевидных моментов.
Первое. Любой крупный и амбициозный госпроект в современной России рано или поздно скатывается в средневековое строительство огромного готического собора, когда руководства нет, а стройка идет, средства расходуются и в итоге получается совсем не то, что ожидали. Ну то есть понятно, почему так, и понятно, что это не столько про саму архитектуру. Но тут есть парадоксальное следствие: 2000-е — эпоха бумажной архитектуры.
Я намедни писал, что архитектура — это чистая идеология, и это вполне легко ощущается. В качестве теста можно просто прогуляться по городу, и все встанет на свои места. Вот летящий конструктивизм — понятно, что 20-е и начало 30-х, ожидание новой жизни, вот это вот все. Потом сталинская неоклассика до середины 50-х — и тоже понятно, имперский стиль, чем дальше, тем грузнее и значительнее. До конца 60-х стройный модернизм — тут не столько очередное ожидание нового мира, сколько способ откреститься от сталинского наследия (а в Европе — способ преодоления ужасов Второй мировой). Условно после 1968-го — все вроде бы то же самое, но опять грузно, опять про империю. Такой неоклассицизм в модернистких формах. А про 2000-е так не скажешь. 2000-е — это либо история подделок (вплоть до того, что ради этой подделки уничтожается оригинал — привет Военторгу и гостинице «Москва»), либо история заведомо неисполнимых мечт. И о том, что они скорее всего неисполнимы, даже как-то ясно заранее, хотя все равно все обсуждают, какой же там парк будет на месте Зарядья. Все аналогии на поверхности.
Второе — и оно отчасти перетекает из первого. Люди — хорошие, замечательные и их надо уважать, но каждый раз почему-то приходится считать, что они консервативны и имеют дурной вкус (и вряд ли правильно думать, что условные хипстеры в этом плане принципиально лучше условной связки девелоперов и чиновников). Лужковский стиль, который теперь так ругают, при всем прочем ведь делался от чистого мещанского сердца, с пониманием, что это и есть хорошо и красиво. И ТК «Европейский», кстати, тоже: что, красивенько, современненько, а норма по площадям выполнена. И когда всем безразлична судьба советского модернизма, тут тоже все понятно: бетон грязный, стекла запылились, рюшечек нет на фасаде, да и вообще это *баный совок. Хотя не секрет, что когда в Москве прорубали Калининский проспект, то же самое делали в Париже и где только не.
« Последнее редактирование: 11 Apr 2022, 22:07 от Mary »
"Условно после 1968-го — все вроде бы то же самое, но опять грузно, опять про империю. Такой неоклассицизм в модернистких формах." - а разве это не называется брутализм?
2 мая начнет своюмногообещающуютворческуюжизнь ТЕАТР-КОНВЕЙЕР.
В новом здании театра предусмотрена основная, репетиционная и арьерсцена, а также просторные дополнительные помещения, разделенные звукопоглощающими перегородками и занавесами. Три сцены можно объединять в одну или использовать по отдельности в зависимости от характера постановки и технических требований.
Внешний фасад Мариинского-2 выполнен из бежевого юрского мрамора, прорезан высокими панорамными окнами различного размера и увенчан металлической крышей. За счет этих окон снаружи открывается вид на внутренний вестибюль театра, а изнутри — на Крюков канал. Над главным входом в театр размещен прямоугольный навес из стекла и металла. С террас и из амфитеатра, расположенных на крыше здания, открывается впечатляющий вид на город. Здесь в теплое время года будут проводиться камерные концерты.
Двухуровневое главное фойе украшают подсвеченные стены из оникса, окружающие зрительный зал. Пол отделан мрамором сорта "император". Многочисленные окна, которые выходят на улицу Декабристов и Крюков канал, украшены панелями из бежевого юрского мрамора. Стеклянный фасад обеспечивает естественное освещение фойе в дневное время. В вечернее время фойе освещается люстрами, изготовленными на заказ компанией "Сваровски". Из фойе открывается исключительный по живописности вид на Мариинский театр, расположенный на другом берегу канала. Зрительская часть спроектирована как неотъемлемый компонент всего здания и создает ощущение сопричастности театральному действию. Из фойе расходятся несколько лестниц, в том числе уникальная лестница из архитектурного стекла высотой 33 метра, расположенная в северной части и соединяющая все надземные уровни здания. Фойе делится на несколько отдельных зон разного размера. Именно такая конфигурация обеспечивает наилучшую акустику и прекрасный обзор, комфорт и удобство зрителей. Сценическое оснащение, технологическое оборудование нового театра, позволяет присвоить ему статус уникального в мире. Театр может работать практически по непрерывному циклу спектаклей, репетиций, выпусков и монтировок.
Использован опыт реконструкции и лучшие технологические решения лондонского Ковент-Гардена, Королевской оперы Копенгагена, парижского театра Шатле и многих других. Сценическое пространство разбито на зоны, каждая из которых выполняет свою, строго определенную функциональную нагрузку. Такое деление делает возможным одновременное нахождение в сценическом пространстве декораций не менее четырех спектаклей. При этом на основной сцене может проходить сложный спектакль, на репетиционной сцене — идти полноценная репетиция, в монтажной зоне осуществляться сборка декораций следующего спектакля, а в грузовом доке — погрузка или разгрузка других декораций. Оркестровая яма оборудована специальными акустическими панелями, что позволит изменять конфигурацию ямы в зависимости от количества музыкантов и акустических требований. Максимальная площадь ямы — 170 квадратных метров, вместимость — до 120 оркестрантов. Кроме того, в оркестровой яме смонтированы три подъемные платформы: небольшая в задней части и две спереди. Они могут подниматься или опускаться в зависимости от состава оркестра. В новом театре предусмотрены просторные репетиционные залы: для балета, оркестра и хора, а также большие многофункциональные репетиционные залы и залы для индивидуальных репетиций. Стены и потолки репетиционных залов облицованы специальными звукопоглощающими панелями.
никак не могу понять почему Большому места вполне хватает, а Мариинке почему-то нет. после Шехтеля места не хватало, во времена сталина не хватало. и теперь не хватает. новой сцены хватать тоже не будет со временем - уверен. Мариинка баба прожорливая, любит много есть. причём аншлаги на Мариинке дело отнюдь не регулярное...
никак не могу понять почему Большому места вполне хватает, а Мариинке почему-то нет. после Шехтеля места не хватало, во времена сталина не хватало. и теперь не хватает. новой сцены хватать тоже не будет со временем - уверен. Мариинка баба прожорливая, любит много есть. причём аншлаги на Мариинке дело отнюдь не регулярное...
Простите, а какое отношение имеет Шехтел к Мариинке? И кстати Большой театр имеет 2 сцены, новую сцену построили при Лужкове, так еще и старое здание реконструировали так, что аж до метро углубились.
__________________ Ars longa, vita brevis
Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.