:) ВСё это было бы смешно, если бы не было ГРУСТНО. Выпускник АХ, бывш. гл. арх. Управления делами Обкома КПСС (!!!!) делится своими ненаучными думами, эмоциями и личными впечатлениями о жизни, и заодно поплакался, что плохой Харченко отнял у него подготовленный под застройку участок. :)
Главный архитектор Обкома КПСС - это диагноз. Люди эти занимались обслуживанием элиты. Но судить берется обо всем и с обобщениями. Критика реформ в строительстве после 1955 бездоказательна и субъективна.
Описание положения дел в архитектуре и градостроительстве в сталинском СССР в изложении г-на Кондратовича не имеет никаких подтверждений - так байка про белого бычка, коих сейчас много развелось на страницах всякого рода бульварных изданий.
После 1955 в СССР была создана мощная и не имеющая аналогов в мире система НИИ по строительству и архитектуре, которая занималась вопросами архитектуры и строительства СТРОГО НАУЧНО, а не идеологически как при Сталине: когда, если неоклассика - то хорошо, получи премию за архитектуру; а вот если конструктивизм - пошел вон, и мы еще с тобой разберемся!
Эта система строительных НИИ (включая и градостроительные) успешно развалена при начале ДИКОГО капитализма времен "шоковой терапии" и они сейчас без господдержки выродились в филиалы западных фирм и просто в "шаражкины конторы" со звучными историческими названиями.
У нас в Петербурге был ЛенЗНИИЭП, который занимался в частности застройкой и планировкой городов в отдаленных районах Сибири и Крайнего Севера. Градостроительство там не было средством пропаганды ВКПб, а на основе научных исследований разрабатывались принципы и правила застройки в этих экстремальных условиях, чтобы обеспечить жизнедеятельность человека. Много архитектурных идей того периода опередили своё время по размаху и остались лишь проектами совершенного будущего. Многие выдающиеся ученые в 90е разбежались оттуда кто за границу, кто еще куда. Но при желании, можно найти тех, кто тогда работал и знает как это было не по наслышке.
Кондратович просто не понял, что это была мощная СИСТЕМА - строительная и ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ наука главенствовала над идеологией партии, эстетическими играми в стили прошлого и вкусовщиной как было при Сталине с 1933 по 1953. Градостроительство с 1955 было основано на научных принципах организации здоровой и комфортной жизни человека, а не на идеях создания пышных декораций для иллюстрации преимущества социализма (или сейчас - для надувания щек хозяина дома: смотрите какой я крутой!).
Градостроительство при Сталине было подчинно идеологическим нуждам ВКПб и использовалось в агитации и пропаганде вместе с архитектурой как средство мощного повседневного внушения простым людям идеи преимуществ государственного социализма, всесилия власти государства и партии; фактически архитектура и градостроительство использовались ВКПб как средство агитации и пропаганды типа "монументальной пропаганды" в интересах правящей элиты тоталитарного режима - партийных и хозяйственных чинуш, а также представителей всесильных органов исполнения различных функций .
Архитектура с 1932 по 1955 превратилась в служанку ВКПб и Кондратович по наивности решил поностальгировать по временам имперской тоталитарной архитектуры, чуждой как самой идее социализма как общества с идеалами равенства и свободы труда, так и враждебной демократическим принципам приоритета гражданских прав над тоталитарной госмонополией на на управление всем и вся.
Интересным является приведенный Кондратовичем факт, что апологет сталинского неоклассицизма Жолтовский преподавал в ВПШ - вот так партбонзы ВКПб получали ядовитые прививки от современной эстетики и свободного творчества архитекторов. Получив вместе с дипломом ВПШ такое промывание мозгов в плане архитектурного стиля, якобы "нужного" социалистическому обществу, они занимали посты первых секретарей в провинции и насаждали с рвением отжившие давно идеи ретрограда и консерватора Жолтовского, застывшего своих эстетических воззрениях на уровне конца 19 века.
Этот факт из интервью Кондратовича поясняет механизм одурманивания чиновников: как именно ВКПб через свою ВПШ НАСАЖДАЛА идеи архитектурного застоя неоклассики в массы ответственных партработников, которые фактически и руководили всеми архитектурными делами на местах. Союз архитекторов тогда был просто "приводным ремнем" от ВКПб к архитектурной массе, организация для контроля и регулирования в среде архитекторов.
И насчет "архитекторов не сажали" в сталинский период - предвзятое, не основанное на исторических фактах и документах, сугубо СУБЪЕКТИВНОЕ мнение господина архитектора. Проблема в другом: возможно все слышали, что на западе была проблема борьбы граждан за свои права в связи с законом "О запрете на профессии". Кому-то из-за его взглядов по ЗАКОНУ в конце 20 века в Западной Европе запрещалось выполнять некую работу.
В сталинские времена некоторые архитекторы, ставшие объектом шельмования, также вынуждены были уйти из архитектуры, чтобы выжить, в декораторы, театральные художники и т.п.. Например, талантливый и плодовитый Иван Леонидов. Они не получали заказов, им не давали своей большой работы, а предлагали стать помоганцем у какого-нибудь маститого неоклассика. Конечно никто из уважающих себя архитекторов не принимал этих унизительных подачек в духе имперских придворных интриг. А неуважающие перекрашивались я ярые неоклассики, растоптав в себе убеждения. Это не насилие над личностью? Это так мелочь...? "Ну мол поплакал в жилетку маме, утерся и наплевав на свои эстетические воззрения начал быть неоклассиком." Вот как действовала сталинская машина тоталитарного принуждения в тонких сферах искусства и архитектуры.
Режим воздействовал не только пытками и кулаками на сознание людей, использовались и более изощренные средства так сказать "регулирования" сознания подопечных, например, психологическое давление, проработки на собраниях коллектива, когда при всех вас публично поливают грязью в течение нескольких часов личности, не блещущие своими архитектурными талантами, но известные стукачеством. Всё эта обстановка достаточно красочно была описана в художественной литературе на материале ученых генетиков например "БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ". Так власти действовали в каждой сфере деятельности, так душили свободу творчества, насаждая единомыслие.
Так что лубочные картинки о безоблачной жизни архитекторов при Сталине - антиисторические ненаучные сказки, растлевающие сознание молодежи пропагандой всего хорошего в период сталинизма. Конечно, верных идеологии ВКПб режим "ласкал" "сталинскими" по метражу квартирами, поездками за границу, но это были единицы, но ВСЕ поголовно трудились над увражами и книгами об архитектуре прошлых веков, чтобы "творчески" передрать какой-нибудь мотивчик в свою работу.
Вспомните, талантливого Н.А. Троцкого - как с ним обошлись власти.
В общем история страны - это тоже наука, и с ней надо обращаться неэмоционально, а утверждать что-то публично лучше основываясь на реальных фактах, а не на том. что хотелось бы о ней думать сегодня.
Очень умилило примитивное представление истории смены стилевой ориентации в 1930х гг. Такой сказки еще надо поискать. Все генпланы городов в 1930е проектировались не на выставках, а прямо на месте строительства комплексными бригадами ОПЫТНЫХ немецких и американских архитекторов, специалистов по всем основным разделам генплана и экономистами с участием наших как помощников и учеников.
А отход от конструктивизма и откат назад в сторону неоклассики имел более глубинные причины чисто идеологического порядка и связан не с посещением выставки, а конкурсом на Дворец Советов на месте Храма ХС в Москве, который завершился в ноябре 1932 поражением ведущих представителей современной архитектуры, включая западных мастеров. Именно решение СНК (госоргана власти) по проекту ДС стало поворотной вехой и основой для гонений на современную архитектуру повсеместно и тотально. Странно, что г-н Кондратович так не осведомлен в истории советской архитектуры, и не понял, что не технические проблемы конструктивистских проектов, а глубоко идеологические мотивы привели к смене стиля окрепшего партийно-бюрократического строя СССР. Элита, взращенная в недрах партбюрократической системы не хотела больше, чтобы аскетичный и строгий конструктивизм продолжал быть стилем для их жизни. Хотелось чего-то более "сладкого", "вкусно" смотрящегося, пышного и нарядного, и по простоте душевной выбрали благоухающий колоннами, портиками, карнизами неоклассицизм. Не техника, а эстетика и идеология были главными при этом решении. Хотя ориентация конструктивизма на использование самых передовых новшеств строительной техники, заимстованной с Запада, подспудно тоже сыграла свою роль, т.к. консерваторы-академики считали ниже своего достоинства разбираться в новинках мировых строительных технологий, их ведь научили копаться в увражах и альбомах итальянской и французской архитектуры 18-19 века. Именно среда этой старой академической школы, представители которой были вытеснены из проектной практики в 1920х гг., привела к рецидиву неоклассицизма пр поддержке новой советской бюрократии, которой хотелось "жить красиво" хоть и не современно .
Кондратович, видимо, пропустил большой пласт информации о архитектурных дискуссиях середины 1950х гг., где было признана необходимость радикальной смены ориентиров с вкусовщины на научный профессионализм. Они были опубликованы и известны, всё это уже давно обмусолено и сами архитекторы признали бесплодность неоклассического догматизма и тупого следования путем прошлого.
Кстати, интервью составил г-н Золотоносов, известный своей восторженность сталинским периодом. Кривое зеркало...показало искаженную до наоборот картину истории архитектуры.
« Последнее редактирование: 12 Apr 2022, 08:05 от Mary »