«Бедный, бедный Павел», куда бредет Распутин и чего испугался Ленин
Путешествие по таинственно-мистическим местам Северной Пальмиры
Северная Пальмира… Столица Российской империи, город дворцовых переворотов, трех революций и невероятного нагромождения «исторической арматуры». В связи с этим стоит ли удивляться, что само понятие «туристический бизнес» включает в себя далеко не только Санкт-Петербург официально-торжественный, но и таинственно-мистический.
Все было предсказано
То, что мы называем «мистическими адресами города» и к которым относимся обычно с некой долей недоверия и иронии, для Северной Пальмиры — предмет серьезного изучения и такого же отношения. Петербург мистический — немаловажная часть истории города. Экскурсии по таинственным местам Питера (ввиду «необъятности» темы они проходят в несколько этапов) давно стали такими же привычными, как и обычные обзорные экскурсии. При этом поспешу отметить: история бывшей столицы — это ведь и наша с вами непростая история. А, значит, и исторические загадки, которые и по сей день не разгаданы, тоже общие.
— Пожалуй, ни про один город мира не сложено столько легенд, мифов, полусказок-полубылей, — так начинается одно из экскурсионных путешествий по мистическим адресам Северной Пальмиры.
В ее ходе вам очень захочется задать вопрос: «Где же здесь истина, а где — фантазия?». Ответ будет примерно такой:
— Петербург всегда был городом «противоестественным». Уже одно основание новой столицы на болотах многим казалось промыслом «нехорошим». Но при этом, заметьте, он неколебимо стоит на «гиблом месте» более трехсот лет. Это ли не мираж, не мистика ли?
«Мистическая карта Петербурга» — понятие очень емкое. Посему в этом материале мы лишь «пройдемся» по некоторым (далеко не всем!) таинственно-загадочным точкам Северной Пальмиры.
А начнем, конечно же, с «мистики царской». Со знаменитым памятником Петру I, который мы с легкой руки Пушкина именуем Медным всадником, связана укоренившаяся примета: пока Петр стоит на месте, Питер тоже «устоит» перед любой лицом любой трагедии. В 1812 году, когда над Петербургом нависла реальная угроза наполеоновского вторжения, Александр 1 распорядился переправить памятник Петру в Вологду. Был уже разработан план снятия памятника с пьедестала и перевозки. И тут некоему капитану Батурину снится странный сон, который затем преследует его несколько ночей подряд. Во сне он видит, как Медный всадник съезжает со своей гранитной скалы и, отыскав Александра I, властно утверждает:
— До тех пор, пока я стою на своем месте, моему городу нечего опасаться!
Согласно легенде, сон безвестного капитана довели до сведения императора, в результате чего Медный всадник остался на месте. Сон оказался «в руку»: наполеоновские войска не вошли в Петербург. Нельзя не отметить, что и во время страшной ленинградской блокады Петр Великий так же стойко хранил свой город, оставаясь верным стражем Северной Пальмиры.
Не без удивления мне пришлось узнать, что венценосная семья Романовых была не просто обречена на потерю власти и прерывание своего рода, но они и знали об этом! Хранился, оказывается, еще при Екатерине таинственный ларец с предсказанием монаха Авеля о том, каким страшным будет конец Романовых. И последний российский император, ознакомившись, согласно завещанию, с текстом предсказания, стал с тех упоминать о 1918 годе как о роковом и для него лично, и для династии. Тот же монах-провидец Авель предсказал и смерть Екатерины II, и страшную судьбу ее сына наследника престола — Павла I. И так до Николая II. И еще: российские императрицы перед смертью встречали собственных двойников. И, кстати, знали, что такая встреча — признак их скорой кончины.
Михайловский замок: спешное строительство, короткое царствование
Что касается вотчины Павла — Михайловского (Инженерного) замка, то это удивительной красоты и величественности здание по сей день пользуется если не дурной, то весьма странной славой.
Это было самое дорогое и самое спешное строительство XVIII века. Не очень любивший (мягко говоря) свою мать Екатерину Великую, Павел не хотел жить в Зимнем дворце и решил построить собственный. Замок был возведен за 4 года. Как известно, Павел был помешан на всевозможной мистике, был магистром Мальтийского ордена. Потому и дворец строился не совсем обычным: восьмиугольная форма двора была обусловлена восьмиугольной мальтийской звездой.
Император очень торопился въехать в свой новый дворец. Павел с семейством въехал в Михайловский замок, когда там еще клубился «туман» от невысохшей штукатурки.
Не только Авель предсказал смерть Павла. Однажды император встретил призрак своего великого прадеда — Петра I .
— Павел! Бедный, бедный Павел! — произнес Петр и предупредил правнука, что дни его сочтены и конец близок.
Но и это еще не все. Питерская юродивая напророчила императору Павлу:
— Столько лет жизни тебе дано, сколько букв в изречении над главным фасадом твоего замка.
Надпись же гласила (ее можно прочесть и сегодня): «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ».
Выходило число 47. Павел родился в 1754 году, следовательно, 47 год его жизни приходился на 1801-й. 10 марта 1801 года после ужина Павел подошел к зеркалу, и вдруг увидел свое отражение с как бы искривленной на сторону шеей.
— Чему быть, тому не миновать, — прошептал он и отправился спать.
В ночь с 11 на 12 марта 1801 года он был злодейски убит. Кстати, первым из нанесших удар императору, был Платон Зубов — один из «отцов-основателей» Южной Пальмиры. Торопившемуся выстроить чудо-замок Павлу довелось прожить в нем всего… сорок дней.
После этого Михайловский замок очень долго пустовал. Слишком велика была дурная слава и сбывшиеся пророчества, окутавшие это величественное здание. Но потом в нем разместилось Императорское Инженерное училище, в котором, кстати, обучался Достоевский. Тогда же стали встречать студенты призрак Павла. Да и мастеровые, производившие в нем перестройку, утверждали, что неоднократно сталкивались с невысоким человеком в треуголке и ботфортах, который появлялся ниоткуда, словно просочившись сквозь стены.
О духе Павла писал Григорович, а первые эпилептические припадки случились у Достоевского начались именно в этих мрачных стенах. Какие только учреждения не «прописывались» здесь за более чем двести лет! В 70-х годах XX века из Москвы в Ленинград даже приезжала специальная комиссия, которая работала по ночам, пытаясь разобраться в таинственном феномене. Ее секретный отчет, понятное дело, видели только «допущенные», а призрак Павла уже более двух столетий все еще бродит по бывшему Михайловскому замку, теперь — филиалу Русского музея, словно вечное напоминание о жуткой мартовской ночи 1801 года. Снова и снова в коридорах и залах поскрипывает паркет, постукивают двери и захлопываются форточки. Порой дух императора играет на старинном музыкальном инструменте.
В причудливо-величественном восьмиугольном дворе замка установлен символичный памятник Павлу I: император еще гордо восседает на троне, но рука уже не в силах удержать наклонившийся скипетр. Предсказанию суждено сбыться.
«Не царь» в гробу и пророчество о красных сапогах
Легенд о могилах Петропавловского собора («царской усыпальницы») —множество. К примеру, надгробие Павла I считается священным и чудодейственным. Возле него даже тайно просят об успехах на службе и в личной жизни.
Самая же знаменитая легенда связана со смертью и захоронением Александра I. Над этой загадкой до сих пор работают историки. По официальной версии император (в полном расцвете сил!) скончался в Таганроге. Гроб с его телом перевезли в Петербург и похоронили в Петропавловской крепости. Как утверждает легенда, на самом деле Александр I не скончался, а лишь объявил себя умершим и скитался потом еще много лет по России под именем старца Федора Кузьмича. В гробу же привезли тело некоего умершего офицера, отдаленно похожего на императора. Кстати, анализ ДНК останков в царской усыпальнице поставил бы точку в этом давнем и очень спорном деле. Но этого до сих пор не произошло.
Александру II были предсказаны, причем дважды, обстоятельства его страшной смерти. Юродивый еще при рождении будущего императора предрек:
— Будет он могуч, славен и силен. А умрет в красных сапогах.
Позже другая прорицательница сообщила, что на императора будет восемь покушений. Причем, восьмое станет роковым.
Так все и случилось. Семь покушений народовольцев на жизнь царя не достигли цели. Восьмое, случившееся на канале Грибоедова, стало последним и роковым: императору взрывом бомбы практически оторвало обе ноги. Так что скончался он, как и предсказывалось, в «красных сапогах». На месте убийства Александра воздвигнут храм Спаса на крови.
С тех самых, кстати, в годовщину убийства императора появляется на крутом мостике Екатерининского канала (канала Грибоедова) и призрак Софьи Перовской — той самой, что подавала «собратьям-террористам» платочком знак, что карета императора приближается. Потом она вместе с остальными народовольцами была казнена. Потому и призрак ее страшен — с посиневшим от удушья лицом и багровым следом от веревки на шее.
Одно кафе — три трагедии и «академические» призраки
Центральная магистраль Петербурга — Невский проспект — славен целым нагромождением загадок, мифов и легенд. Здесь чуть ли не каждое здание — тайна с мистическим налетом. Вот вам одна такая «загадочка». На левой стороне Невского, где его пересекает Мойка, под номером 18, находится знаменитая кондитерская Вольфа и Беранже (Литературное кафе). Чем знаменито? Люди практические, и, что называется, «сегодняшние», сразу ответят: весьма «существенными» ценами. Ну еще (может, для «прикола»?) один столик постоянно занят фигурой тревожно всматривающегося в окно Александром Сергеевичем Пушкиным. Между тем, именно в этой кондитерской произошли три памятно-скорбных события. 27 января 1837 года, около четырех часов дня, сюда вошел Пушкин. Он дожидался здесь своего секунданта Данзаса. До роковой дуэли оставалось менее часа. Отсюда он последний раз смотрел на любимый Невский проспект. Они выпили тогда по стакану только вошедшего в обиход лимонада, а потом сели в сани, чтобы ехать к Черной речке. Здесь же выпил свой последний (и роковой) стакан воды Петр Чайковский. По одной версии, именно с этой водой композитор подхватил холерный вибрион. По другой — вода была кем-то отравлена. В этой же кондитерской состоялось роковое знакомство Достоевского с Петрашевским, приведшее позже обоих на эшафот. Такие вот случаются «совпаденьица».
А вот Академию художеств преследуют два «главных» призрака: архитектора Кокоринова и скульптора Козловского. Кокоринов строил само здание и был первым директором Академии. Этот человек был так издерган и затравлен, что однажды будто бы покончил жизнь самоубийством на чердаке Академии. С тех пор призрак архитектора будто бы бродит по чердакам и запутанным лестничным переходам. Призрак же Козловского является к главным воротам той же академии по ночам, когда поднимается вода в Неве и вроде даже «просится», чтобы его впустили вовнутрь.
Временной провал, Ленин на мосту и Киров на крыше
Мы снова на канале Грибоедова.
— Будьте начеку, — предупреждает гид. — Здесь вы можете… провалиться во времени и попасть в иное измерение.
Далее следует рассказ о коренной петербурженке, которая «заблудилась» именно таким образом. Ей нужно было попасть с одного берега канала на другой. И тут женщина стала «блукать». Она шла сначала в одну сторону, потом решила, что ей нужно в другую, потом снова пошла обратно. Татьяна очень-очень долго шагала по набережной и попадала в какие-то незнакомые места, ей встречались люди, одетые по «моде» позапрошлого века. При этом взгляд «заблудившейся» постоянно попадал на таблички «Канал Грибоедова». История окончилась хорошо: женщина попала, наконец, в собственное время, а ее странное путешествие во времени попало на страницы газет.
Знаменит «странной» славой и старый Литейный мост. Причина, как заверяют краеведы, кроется в том, что при строительстве его опор в XIX веке погибло более 100 человек. Тела большинства так и не нашли. С тех пор и «началось»: в полицейских архивах того времени сохранились жалобы жителей ближайших домов, что из-под моста «вылазит всяка нечисть, поганые рожи корчит». С тех пор дурная слава моста не «меркла»: считается, что на нем сбываются страшные пророчества, происходят трагедии и чаще, чем в других местах появляются призраки.
В 1991 году (переломном, когда Ленинград снова стал Санкт-Петербургом!) здесь несколько даже несколько раз видели призрак Ленина. Тогда дул страшный ветер, люди с трудом удерживали на голове шапки и шляпы. И тут-то прохожие обратили внимание на странного лысоватого человека с характерной походкой, кепкой и пальто. Шел Владимир Ильич словно «в своем мире». При этом его одежды не развевались на ветру. Куда же торопился Ильич в год развала СССР?..
Еще одна странная история, связанная с Лениным. Когда революционное правительство размещалось в Смольном, Ильича время от времени страшно пугал знаменитый жуткий призрак, известный еще с дореволюционных времен. Существуют, будто бы, свидетельства очевидцев, что Ленин однажды даже сильно закричал, увидев «кошмар» в очередной раз, и резко выбежал из кабинета. Кстати, вроде как именно после этого советское правительство перебралось из Петрограда в Москву.
И коль мы уже заговорили о Смольном, то как не упомянуть, что призрак убитого здесь в 1934 году Сергея Кирова тоже появляется время от времени то коридорах, а то и на крыше. Кстати, на крыше Смольного Киров «появлялся» чаще всего в годы войны, словно защищая свой Ленинград. Говорят, что в последний раз его видели на крыше Смольного во времена ГКЧП в 1991-м.
Грифоны, сфинксы и Распутин
На Васильевском острове в Петербурге, в одном из старых «типических» домов, имеется… башня грифонов. Во дворе дома была построена химическая лаборатория знаменитого аптекаря Пеля, которого считают изобретателем «русской виагры». Башня грифонов — труба этой лаборатории. По легенде, когда невидимые грифоны в полночь слетаются в свое гнездо в башне, то их отражения видны в окнах соседних домов. Числа же, начертанные на кирпичах считаются зашифрованным код вселенной.
Сфинксы на Университетской набережной связаны со многими загадочными историями Питера. Одна из наиболее таинственных из них произошла на «стыке» 18 и 19 веков.
В Петербург прибыл египтянин-путешественник Данир ар-Рияд. Ежедневно гость проводил рядом с сфинксами несколько часов, что заинтересовало и полицию, и одного жадного до сенсаций питерского хроникера.
Вскоре труп египтянина выловили в Неве. Оказалось, что тело ар-Рияда (без следов насильственной смерти) было сплошь покрыто татуировками. Письмена, которые пытались прочитать ученые-востоковеды, расшифровке не поддались. Вот тут-то и выяснилось одно весьма странное обстоятельство. Лицо ар-Рияда как две капли воды походило на лица сфинксов. А головы сфинксов, как известно, являются портретными изображениями фараона Аменхотепа III. До «приезда» в Санкт-Петербург эти таинственные изваяния-близнецы более трех тысяч лет стояли у входа в величественный храм, сооруженный в Египте для Аменхотепа III.
Со сфинксами следует быть осторожными. Говорят, что в течение дня у сфинксов на Университетской набережной меняется выражение лица. Утром оно кажется спокойным и умиротворенным, оставаясь безмятежным до полудня, но к вечеру лик древнего изваяния меняется и становится зловещим и угрожающим. Некоторые жители города специально ходят к сфинксам перед заходом солнца, чтобы уловить момент, в который лицо истукана начинает меняться. Однако считается, что этого зрелища лучше избегать, особенно если дело касается впечатлительных натур: увидевшие, как лицо сфинкса меняет свое выражение, могут сойти с ума.
Нехорошей славой пользуется и знаменитая Поклонная гора. Ничего удивительного: у ее подножия после революции, по преданию, бросили в костер останки Григория Распутина, предварительно вытащив тело из могилы. Тот, якобы, ожил и, махнув рукой, исчез. Этот жуткий эпизод «один-в-один» воспроизводится, а, по сути, «проигрывается», в недавно созданном уникальном в своем роде музее «Ужасы Петербурга». Кстати, подножие Поклонной горы сегодня «знаменито» наибольшим количеством ДТП.
«Распутинская» тема Поклонной горой не ограничивается. Дух старца Григория витает в Юсуповском дворце, где он был убит, и, конечно же, на улице Гороховой, 64 — доме, где он жил и из которого вышел в день смерти. С тех пор, говорят, призрак Григория появляется то в собственной квартире, то частенько передвигается по Гороховой — то медленно, то ускоряя шаг. Куда бредет этот неоднозначный персонаж русской истории, принявший столь загадочную смерть и предсказавший большую смуту в том случае, если будет убит?
Не трогайте старые капища и не суйте нос в ротонду!
Странные вещи происходят в Питере и на набережной Обводного канала. Это место можно назвать «любимым» для питерских самоубийц. В начале 1923 года во время прокладки теплотрассы рабочие глубоко под землей наткнулись на некое каменное сооружение. Это были гранитные плиты с непонятными надписями, расположенные в виде круга. Под центральной плитой оказались человеческие останки. Тогда археологи установили: находка — это скандинавское капище ХI-ХII века. Знающие люди утверждали: на капище имеется старинное заклятье против похороненного здесь страшного колдуна. Еще, мол, во времена Петра к проклятому месту и близко подходить не «рекомендовалось». Но в силу тотальной борьбы с мракобесием особо «церемониться» с захоронением не стали: гранитные плиты отвезли в камнерезную артель, а человеческие останки сложили в мешки и вывезли на свалку. И тут началось. Пик самоубийств пришелся на осень 1923 года. Милиция тогда была даже вынуждена выставить на мостах канала посты, чтобы препятствовать попыткам граждан преждевременно свести счеты с жизнью. Тем не менее, в том году воды Обводного канала навсегда унесли 89 человек. Потом самоубийства вдруг резко прекратились. В 1933 году канал вновь захлестнула эпидемия суицида: более ста самоубийств было запротоколировано местным отделением милиции. И — снова «затишье». В 1943-м — очередной «виток». Прослеживалась тенденция: каждый третий год нового десятилетия начиналось «нехорошее».
Сегодняшняя же «мистическая тема» Питера концентрируется вокруг угла набережной Фонтанки и Гороховой улицы. Здесь, в старинном доме находится знаменитая ротонда. Знающие люди, желая вам добра, в обязательном порядке посоветуют: «Не суйте нос в Ротонду Петербурга!».
Ротонда — круглое помещение в виде беседки, которое, как утверждают, обладает особыми свойствами. Отсюда якобы даже можно выйти в так называемое «четвертое измерение». А уж удастся ли оттуда вернуться…
Про лестницу ротонды ходят самые разные слухи. Самый распространенный: поднявшись по ней, один паренек пробыл там всего четверть часа, а вышел глубоким стариком. Другие же, как следует из укоренившихся «ротондных легенд», вообще не возвращались. Некоторые сходили с ума.
В чем же дело? Тусующиеся «по теме» знатоки обязательно поведают вам, что здание первоначально предназначалось то ли для масонской ложи, то ли для сатанинского храма. С тех пор, мол, и «пошло».
Мария КОТОВА