"Опыт создания словаря архитектурных терминов, иллюстрированного фотографиями сайта citywalls.ru"
Введение
Это - не научное издание. Это - попытка "любителя" разобраться, хоть немного, в архитектуре окружающих нас зданий, немного повыше, чем "завитушка на крыше, такая круглая, с дыркой". Надеюсь, что-то будет полезно и более продвинутым в архитектуре людям.
Любая помощь приветствуется - ссылки на публикации этого сайта, словарные статьи, объяснения и прочее. Скорость их обработки - заранее извиняюсь, может быть невысока, но мы, как сказал замечательный артист Любшин в не менее замечательном фильме "Пять вечеров" - try to do my best :))) .
« Последнее редактирование: 24 Dec 2009, 17:34 от dj-2 »
Аттик - (от греч. Attikos - аттический) - стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.
Башня - сооружение, высота к-рого значит. больше его гориз. размеров (диаметра, стороны основания). Б. применяются в религиозном зодчестве (колокольни, минареты), в гражданской архитектуре (маяки, адм. здания), в кач-ве инж. сооружений (водонапорные б., радио- и теле- б.), как выразительные элементы зданий.
Вимперг - (нем. Vimperg, Wimperg) - высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле В. украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям В. обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).
Грот - (франц. grotte, от итал. grotta) - тип паркового помещения или павильона, кладка или отделка к-рого (ракушки, туф, морские камни) имитируют естеств. пещеру. Гроты были широко распространены в европ. садово-парковой арх-ре XVII-XVIII вв. (в России - с XVIII в.).
Доходный дом - многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир внаем. Как тип сложился в европ. арх-ре 1830-40-х гг. и к XX в. стал одним из осн. типов городского жилья. В кон. XIX - нач. XX вв. Д. д. обычно занимал по периметру весь принадлежавший домовладельцу участок с незастроенным внутр. двором-колодцем. Д. д. имеют сотообразную пространств. структуру: однородные по планировке квартиры группируются вокруг лестничных клеток, коридоров и галерей. Многообразную архитектурную и декоративную обработку имел, как правило, лишь парадный, уличный фасад.
Ионический ордер - один из трех главных греч. архит. ордеров. И. о. имеет стройную колонну с базой и фустом, прорезанным вертик. желобками - каннелюрами и капитель, состоит из двух крупных завитков - волют. Антаблемент иногда без фриза, архитрав состоит из трех горизонтальных полос; фриз часто сплошь покрывался рельефом. И. о. отличается от дорического ордера большей легкостью пропорций и более богатым декором всех частей. И. о. сложился в каменном зодчестве в ионич. областях Др. Греции между 560 и 500 гг. до н.э. Особ. распростр-е И. о. получил в Греции в эпоху эллинизма.
Коринфский ордер - один из трех осн. архит. ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканта, обрамленного небольшими волютами. К. о. сложился во 2 пол. V в. до н.э. и получил широкое распространение в арх-ре эпохи эллинизма и Др. Рима.
Курдонер, курдонёр - (франц. cour d'honneur - букв. - почетный двор) - парадный двор усадьбы, дворца или особняка. К. образуется гл. корпусом и выступающими по его сторонам боковыми крыльями, в кач. к-рых могут быть флигели, или, реже, - колоннада. От улицы, площади, дороги курдонёр обычно отделяется сквозной оградой. К. был широко распространен в европ. арх-ре 17 - нач. 19 вв., а в России - с нач. 18 в. В совр. архитектуре К. иногда применяется как прием парадной простр. композиции.
Манеж - (франц. manege) - прямоуг. или круглое здание без внутр. перегородок для тренировки лошадей, обучения верховой езде, конноспортивных состязаний.
Меандр - (греч. μαανδρος) - известный ещё со времён неолита и распростр. тип ортогонального орнамента. М. имеет вид линии, ломанной под прямым углом. М. широко применялся в искусстве Др. Греции: получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес).
Впервые М. встречается на браслете, найденном в Мезинской палеолитич. стоянке. М. украшался подол одежды, в арх-ре он использ-ся в рельефах и фризах. М. можно найти, напр., на фресках Виллы Мистерий в Помпеях, представленный разновидностью этого орнамента - т. наз. «двойным М.». В Др. Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается.
Ниша - (франц. niche, от итал. nicchia) - углубление в стене здания для установки статуй, ваз, размещения встроенных шкафов и пр. Иногда ниши применяют для пластич. обработки стены.
Облом - архит. эл-т, разл. по своему поперечному сечению - профилю, располож. по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэт. поясах или тягах, базах колонн), иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии. О., широко распростр. в ордерной арх-ре, служит для усиления арх-го декора, образно-худож. выразит-ти тектонич. основы здания.
О. впервые получил прим-е в Др. Греции, откуда был заимствован зодчеством Др. Рима, затем Возрождения и европ. арх-рой послед. эпох. В совр. арх-ре в металлич., бетонных и дерев. эл-тах конструкций употребляется термин профиль (переплёт остекления, обрамления и тяги на навесных стеновых панелях).
Ордера архитектурные - (от лат. ordo - порядок) - система конструктивных, композиц. и декоративных приемов, выражающая тектоническую логику стоечно-балочной конструкции (соотношение несущих и несомых частей).
Несущие части: колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом. Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент.
Классич. система ордеров сложилась в Др. Греции как закрепленная традицией в неск. вариантах переработка дерев. стоечно-балочной конструкции, применявшейся в строит-ве храмов и др. зданий. Осн. ордера, получившие название от греч. племен и областей: дорический, ионический, коринфский (разновидность дорич. О. - тосканский, коринфского и ионического - композитный). Прототипом дорич. О. были постройки с плоским перекрытием по балкам и двухскатной крышей, крытой соломенной, камышовой (позднее черепичной) кровлей. Прототипом ионич. О. являлись постройки с плоской крышей (земляная кровля поверх сплошного настила из брусьев или мелкого круглого леса). Оба они встречаются уже в VI - V вв. до н.э. С IV в. до н. известен коринфский О. Членение ордеров на несущие и несомые части, связанные системой выразит. обломов, сделало ордерную систему к сер. V в. до н.э. гибким худож. приемом греч. классич. арх-ры. Правила построения ордера изложены в трактате Витрувия, который в основу измерения пропорц. соотношений отдельных его частей кладет модуль - половину диаметра ствола колонны у ее основания.
В Др. Риме возникли тосканский и композитный (коринфские капители сочетаются с ионич. волютами) О. В эпоху Др. Рима и позже получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр (известны еще в Др. Греции). Применялись также О. или отд. эл-ты О. в сочетании со сводч. или арочными конструкциями (Колизей, древнеримские базилики и ротонды, арочные колоннады в эпоху Возрождения).
Пилястра, пилястр - (итал. pilastro, от лат. pila - колонна, столб) - плоский вертик. выступ прямоуг. сечения на поверхности стены или столба. П. имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна, обычно без энтазиса (утолщения в средней части). П. широко применялись в ордерной арх-ре, являясь преим. декоративным элементом, членящим стену. Иногда П. конструктивно усиливает стену.
Площадь - открытое, архит. организованное, обрамленное к.-л. зданиями, сооружениями или зелеными насаждениями пространство, входящее в систему других городских пространств. Предшественниками городских П. были парадные дворы дворцовых и храмовых комплексов Крита, Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии. Прямоуг. план и замкнутая периметрич. застройка характерны для древнегреч. агоры и древнеримск. форума.
Замкнутый характер (при нерегулярном плане) имели и П. (гл. обр. торговые) европ. городов XII - XIV вв. В эпоху Возрождения создавались П. с очертаниями правильной геометрич. фигуры (прямоугольник, трапеция), в эпоху барокко появились П. многоугольные, круглые и др. сложных очертаний. В русских средневек. городах большую обществ. и градостроит. роль играли кремлевские, торговые, соборные П. С XVIII в. получили широкое распростр-е П. с открытой пространств. композицией. Архитекторы русского классицизма в посл. трети XVIII - 1-й трети XIX вв. создали выдающиеся образцы П. разл. назнач-я.
В совр. градостроит-ве городские П. делятся на два типа - транспортные и пешеходные. Транспортные П. иногда делятся на неск. ярусов (для развязки движения в разных уровнях) и имеют разл. специализир. назнач-я (вокзальные, с обширными стоянками автомобилей и др.). Пешеходные П. могут создаваться как парадный и представит. центр города, как театральные, торговые, мемориальные (в честь историч. событий, выдающихся гос. деятелей, ученых, мастеров искусства).
Полка - архит. облом, горизонтальный, прямоуг. в сечении выступ в базе колонны, карнизе и др., иногда практич. назначения (защита оконных проемов от затекания влаги).
Портик - (от лат. porticus) - ряд колонн, объединенных аттиком и фронтоном (или только аттиком), помещенный перед фасадом здания. Ордерные формы П. возникли и получили распространение в античной арх-ре Греции и Рима, широко использовались в арх-ре классицизма.
Ризалит - (от греч. risalita - выступ) - выступающая часть здания, идущая во всю его высоту. Р. обычно расположены симметрично по отношению к центр. оси здания, составляя единое целое с осн. массой постройки.
Ризница - в христианских храмах помещение для хранения риз (облачения священника при богослужении) и церковной утвари. Обычно Р. находится внутри храма, иногда является пристройкой или (в монастырях) отд. зданием.
Сандрик - декоративная архит. деталь в виде небольшого карниза, располож. над проемом окна или двери на фасадах зданий (реже в интерьерах). С. иногда опирается на консоли и завершается фронтоном.
Тосканский ордер - упрощ. вариант дорического ордера. Т.о. возник в Др. Риме на рубеже 1 в. до н.э. - 1 в. н.э., имеет колонну с базой, но без каннелюр, и гладкий фриз.
Фасад - (франц. facade, от итал. facciata, от faccia - лицо) - наружная сторона здания или сооружения. В зав-ти от конфигурации постройки и ее окружения различают главный Ф., уличный Ф., боковые Ф., дворовый, парковый и др. Ф. Пропорции, тектоническое и декоративное членения Ф. обычно обусловлены назначением сооружения, особенностями его стилистич., пространств. и конструктивного решения.
Фронтон - (франц. fronton, от лат. frons, frontis - лоб, передняя часть стены) - завершение (обычно треуг., реже - лучковое (дугообразное)) фасада здания, портика, колоннады. Ф. ограничен двумя скатами по бокам и карнизом у основания. Поле Ф. (тимпан) часто украшается скульптурой. Декоративные Ф. украшают двери и окна зданий.
Различают след. виды Ф.: Ф. килевидный - напоминающий перевёрнутый киль корабля, характерен для др.-русск. дерев. зодчества. Ф. лучковый - дугообразный, напоминающий натянутый лук. При увеличении сегмента круга Ф. становится циркульным. Ф. полукруглый - с полуциркульным завершением. Ф. прерванный - с гориз. карнизом, прерываемым для вставки, напр., окна. Если карниз отсутствует почти полностью и фронтон покоится, напр., лишь на двух колоннах, такой Ф. называют полуфронтоном. Когда же карниз исчезает совершенно, Ф. превращается в Щипец, или в готической архитектуре - Вимперг. Ф. разорванный - с не сходящимися вверху и оставляющими между своими верхними концами (иногда переходящими в волюты) свободное пространство для помещения пьедестала для вазы, бюста или какого-либо другого украшения. Ф. раскрепованный - с выступающими вперёд частями - раскреповками Ф. самцовый - сложенный из брёвен как непосредственное треугольное продолжение венцовой торцевой стены. Ф. ступенчатый - в виде ступеней, уменьшающихся в своих размерах кверху. Ф. трапециевидный - в виде трапеции. Ф. треугольный - в виде равнобедренного треугольника.
Храм - культовое здание, предназнач. для богослужения и вып-ния религиозных обрядов. Арх-ра осн. типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские синагоги, буддийские храмы) исторически видоизменялись соотв-нно развитию зодчества в разных странах и приобретала яркое нац. своеобразие. В теч-е тысячелетий храмы выполняли не только религиозные, но и обществ. функции (торж. собрания, церемонии). В символике арх-ных частей и декоративн. убранства храма раскрывались осн. черты мировоззрения эпохи.
Цоколь - (от итал. zoccolo, букв. башмак на дерев. подошве) - нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятника или колонны, лежащая на фундаменте. Ц. обрабат-ся рустовкой, профилями (см. обломы архитектурные), получает декоративную обработку.
Часовня - небольшая христианская культовая постройка без помещения для алтаря (в Ч. читаются молитвы, но литургия не совершается). Ч. служили памятниками, ставились в городах, деревнях, на дорогах, на кладбищах, устраивались в богатых домах.
Шпиль - (нем. Spille) - вертик. острокон. завершение зданий в виде сильно вытянутых вверх конуса или пирамиды, увенчанных флагом, скульптурным или резным изображением.