деревянные дома расселяли власти, т.к. в городе было много жилплощади в каменных домах. а расселенные дома разбирали организованно на дрова для обогрева разных учреждений: советские и пр. органы, госпитали, детдома и пр..
Заинтересовал квартал улиц Автовской, Краснопутиловской и Червонного Казачества. В этом квартале один дом довоенный, большая же часть построена в 1960-ых годах. И четыре, если мне не изменяет память, дома серии 600.11, возведённых в конце прошлого века. Кто-нибудь знает, что было на месте этих "новых" (по сравнению с окружающими соседями) домов?
__________________ Хорошо там, где меня нет, но ничего, я и туда доберусь…
Примерно такой дом из пластмассы, изображенный в одном из выпусков журнала «Юный техник» за 1961 год, появился на Торжковской улице.
В одном из номеров журнала «Юный техник» за 1961 год мне повстречалась заметка о любопытном строительном эксперименте в Ленинграде. Речь шла о сооружении необычного дома: его уникальность заключалась в том, что он возводился не из кирпича или бетона, а из... пластмассы.
В те годы в СССР развернулось массовое жилищное строительство, и увеличение объемов строительства достигалось в том числе и благодаря использованию новых строительных материалов. Бурно развивалась химическая промышленность, считалось, что на смену металлу и древесине должны прийти экономичные и легкие синтетические материалы. Тогда и встал вопрос о применении пластмасс в массовом жилищном строительстве.
Возвести первый отечественный экспериментальный дом решили в Ленинграде – на Торжковской улице. Там на рубеже 1950 – 1960-х годов начал формироваться новый жилой район, ставший своеобразным полигоном для многих экспериментов. В частности, в 1965 году на соседней Сердобольской улице впервые в нашем городе проводились испытания люминесцентных уличных светильников.
Проект экспериментального одноквартирного дома с самонесущими конструкциями из пластмассы разработал архитектор Алексей Щербенoк – один из авторов здания института «ЛенНИИпроект» на нынешней Троицкой площади (тогда это была площадь Революции). В разработке проекта помимо «ЛенНИИпроекта» принимали участие Ленинградский филиал Академии строительства и архитектуры СССР (ныне ОАО «СПбЗНИиПИ») и трест «Оргтехстрой».
Для строительства необычного сооружения на Торжковской использовали 28 угловых тюбингов-панелей, состоящих из двух слоев прочного стеклопласта, между которыми прокладывался пенополистирол, играющий роль утеплителя. Специалисты отмечали, что такие стены по своим теплозащитным свойствам равноценны кирпичной стене толщиной почти два метра, при этом вес 1 кв. м панели составлял всего 70 кг. Остов монтировался на колоннообразном двухметровом основании, в котором размещались различные коммуникации и установки для отопления и вентиляции. Открытая лестница вела на второй этаж в жилые помещения. Там были одна комната с альковами для спальных мест (26,9 кв. м), кухня (3,7 кв. м), совмещенные ванная и туалет (2,32 кв. м) и прихожая (2,1 кв. м).
Экспериментальный пластмассовый дом возвели в глубине квартала между 1-м и 2-м корпусами дома # 24 по Торжковской улице. Кстати, о его появлении рассказала и «Ленинградская правда». В 1962 году, после завершения строительства, начались испытания и наблюдения. Домик огородили забором, и, хотя особой охраны не имелось, посторонним заходить в него не разрешалось. Временами приходили специалисты, и сквозь огромное окно можно было разглядеть людей, ходивших по комнате. За это окно местные жители называли чудо-дом «телевизором». Рассказывают, что в нем кто-то даже жил какое-то время. По одной из легенд – сам автор проекта.
В целом экспериментальные конструкции нового дома выдержали нормативные нагрузки, но со временем специалистам стали видны и недостатки. Немалые затраты на строительство сократить не удалось, так как не произошло ожидаемого резкого снижения цен на синтетические смолы и пластмассы, оказалось дорогим и обслуживание. Система отопления не обеспечивала равномерного распределения температуры в помещении, а массивные электрорадиаторы загромождали и так небольшую площадь жилой комнаты.
Больше дома из пластмассы в нашем городе уже не строили, но эксперимент все же имел свои последствия. Началось практическое использование синтетических материалов в строительстве, вспомним хотя бы популярные сегодня пластиковые стеклопакеты в наших окнах. В различных институтах разрабатывались проекты сборно-разборных передвижных домов из алюминия и пластмасс. Они предназначались в первую очередь для северной климатической зоны, нуждающейся в легких мобильных домах.
Но какова же была дальнейшая судьба пластмассового дома на Торжковской? В этом нет полной ясности. По словам местных жителей, которых опросил краевед Виктор Федоров, скорее всего, экспериментальный дом разобрали в 1970-х годах, когда неподалеку завершалось строительство Торжковского рынка. Правда, есть и другая версия: будто бы дом простоял до перестройки, а затем оказался брошенным и сгорел в 1990-х годах...
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
В 1965 году мы въехали в 11-й дом по Торжковской улице, этот "телевизионный" домик был виден у нас из окон. Его снесли в 68-м или в 69-м году, когда стали строить дом 22. Рынок построили на несколько лет позже. Автор: homo_civilis
В 1965 году мы въехали в 11-й дом по Торжковской улице, этот "телевизионный" домик был виден у нас из окон. Его снесли в 68-м или в 69-м году, когда стали строить дом 22. Рынок построили на несколько лет позже. Автор: homo_civilis
В доме ремонт. Ставим пластиковые окна. Всех, кто меня осуждает, отсылаю к фильму «Взрослые дети». Там есть сцена, где молодые советские архитекторы взволнованно беседуют о том, как они построят новый микрорайон, и там всё будет из пластика: и двери, и окна, и подоконники, и как это здорово.