Несколько слов о воротах Зимнего дворца.
Ворота при въезде во дворец со стороны Дворцовой площади иногда называют Растрелливскими. Однако сам Расстрели ни каких ворот в узком понимании этого слова - тесовых, дубовых или из кованного железа - здесь не проектировал. По его замыслу попадать в парадный двор Зимнего следовало через трехарочный въезд, лишенный каких - либо открывающихся и закрывающихся створов.
Ворота - причем сосновые - появились по указу императрицы только в 1771 году. Сделали их всего за 10 дней. По проекту Юрия Фельтена они были выгнуты дугой и как бы состояли из трех частей - одной большой и двух малых. Створки больших и малых ворот имели неприхотливый рисунок и окраску белого цвета.
При восстановлении дворца в 1837 году в трехарочный въезд установили филенчатые ворота, повторившие форму фельтеновских.
Но к началу 1860-х годов они достаточно обветшали, и тогда же любимым архитектором Николая Первого Андреем Штакеншнейдером был разработан проект новых чугунных ворот.Однако проект этот остался неосуществленным.
В 1884 году ворота спроектировал придворный архитектор Александра Третьего Николай Горностаев.
Ворота были задуманы, как и ворота Штакеншнейдера, в виде вертикальных прутьев, верхняя и нижняя части которых декорированы арнаментом из золоченных рокалей; композицию завершали три двуглавых орла, венчающие ограду... Словом была попытка сделать что-то в стиле Растрелли.
Несмотря на то, что как уже говорилось, Император Александр Третий Зимний очевидно недолюбливал, следует отметить,что на протяжении всего его царствования, с 1883 по 1892 год под руководством дворцового архитектора Н.А. Горностаева в стенах дворца производились крупномасштабные строительные работы - ремонт металических стропил здания, подновление интерьеров парадных залов, усовершенствование вентиляционной и отопительной систем, проведение электрического освещения и т.п.
Инициатива во всех строительныъх начинаниях принадлежала, скорее всего, Государыне Императрице Марии Федоровне.
В силу своего характера Александр Третий светского общества не любил и светскими условностями тяготился. Императрица же, напротив, обожала пышные и торжественные Высочайшие приемы, балы и без труда приняла на себя всю тяжесть забот по соблюдению столетиями складывавшихся придворных традиций. Особую любовь Мария Федоровна испытывала к танцам; балы, на которых она непременно оказывалась в центре общего внимания, были для неё радостным событием.
Зимний дворец ей также был по душе, и не удивительно, что вензель Её Величества украшал - наряду с вензелем её Августейшего супруга - новые парадные ворота.
Установка новых парадных ворот в арках южного фасада дворца занимала особое место в проводимых архитектором Н.А. Горностаевым работах.
После тщательного выбора среди многочисленных проектов решетки для главных ворот дворца Император Высочайше утвердил проект самого Горностаева.
« Последнее редактирование: 17 Aug 2009, 21:20 от Денисов В.Е. »