В современной литературе, посвященной архитектуре города, имеется много разных подходов к определению архитектурного стиля того или иного здания. На нашем сайте для удобства навигации выделены не только основные архитектурные стили, но и их разнообразные подстили.
Ниже приводится цитата из книги В.Г.Исаченко "Архитектура Санкт-Петербурга. Справочник-путеводитель", где автор дает общее справочное определение стилей, без классификации по подстилям.
Барокко
Архитектурный стиль в Европе и России XVII - XVIII вв.
Раннее (петровское) барокко 1700-1730-х гг.
Отличается разработкой новых градостроительных принципов - регулярной планировки, регламентации застройки по сословному признаку (проекты «образцовых» домов), оформлением «фасадов» главных улиц и набережных Невы (линии и набережные Васильевского острова). Появились новые типы зданий: дворцы, министерства (коллегии), верфи, музеи, театры и др. Для петровского барокко характерны четкость объемно-планировочных решений, плоскостность фасадов (плоские лопатки и пилястры, сдержанность декора), высокие, иногда с изломом, кровли, двухцветная отделка фасадов, шпили на общественных зданиях. В интерьерах - анфилады парадных помещений с богатой отделкой.
Зрелое (елизаветинское или растреллиевское) барокко 1740-1760-х гг.
Отличается пышностью декоративно-пластических решений, композиционным богатством и динамикой. Главный памятник эпохи - дворец с пилястрами и колоннами, богатым декором, сложными антаблементами, наличниками и скульптурой.Двухцветная окраска стен дополнялась золочеными деталями. Столь же богатой и пышной была отделка интерьеров.
Классицизм
Стиль в архитектуре и изобразительном искусстве; в России - со второй половины XVIII века до первой трети XIX века. Основан на обращении к античному искусству. В России отмечен высоким пафосом, патриотической направленностью, благородством
и гуманизмом, знаменует собой расцвет светской культуры.
Ранний классицизм (1760-1770-е гг.) сохраняет черты барокко (пластику, динамику), сочетая их с четкостью объемно-планировочных решений, строгостью форм и линий.
Основу классицизма в архитектуре составляют ордерные композиции.
Строгий классицизм (1780-1790-е гг.) , основанный на изучении творений А.Палладио
и других мастеров итальянского Возрождения, отличается строгостью и лаконичностью, монументальностью и величавостью (мощные колонные портики, фронтоны). Характерны для этой эпохи дворцы и усадьбы, другие общественные сооружения.
Высокий (1800-1820-е гг.) и поздний классицизм (1820-1830-е гг.), иногда называемый ампиром, отмечены градостроительными решениями, созданием ансамблей, синтезом искусств. В начале XX в. эти течения стали основой так называемого неоклассицизма, сменившего модерн, но использовавшего его достижения.
Эклектика
Архитектурное направление, основанное на объединении в одном сооружении различных форм прежних стилей в разных сочетаниях. В России развивалось в 1830 - 1910-е гг., сменив ряд стилей. Появились новые типы зданий (банки, вокзалы, народные дома и др.),
рациональные объемно-планировочные и инженерные решения. К эклектике относятся «кирпичный стиль», «русский стиль» и другие художественные направления в архитектуре с заимствованными из старых стилей элементами.
Модерн
Последний крупный стиль в архитектуре, музыке, изобразительном искусстве накануне революционных преобразований в мире (новейший или современный). Модерн - стиль буржуазного общества. В его основе лежат стремление к новому синтезу искусств, новым образам; отказ от ордерной системы и эклектики. Самое ценное в модерне - логичное построение внутреннего пространства, использование новых конструкционных, строительных и отделочных материалов и изделий, соответствие планов фасадам, поиски новых декоративно-пластических систем, творческое использование форм и приемов народного и средневекового исекусства. Главные типы зданий - доходные дома, особняки, деловые постройки.
Так называемый «северный модерн», в отличие от раннего, «декоративного модерна», отличается романтическим характером, остротой, применением естественного камня и других материалов. Нередко различные направления создавали своеобразный сплав. Сложные по форме проемы, силуэты, орнаменты в 1910-е гг. сменяются более строгими и цельными решениями, предвосхищающими конструктивизм. В «позднем модерне» встречаются и ордерные элементы и др.
Конструктивизм
Направление в архитектуре 1920-1930-х гг., одним из лидеров которого была Россия. Его сущность выражается в выявлении в образе здания его конструктивной основы, функциональной целесообразности, строгой рациональности форм. Для этого стиля характерны обобщенные крупные формы, контрасты глухих поверхностей с остеклением, четкость объемов и планировочных решений, динамичность композиций, «ленточные» окна.
« Последнее редактирование: 26 Jan 2009, 02:25 от Shuba »