Ускова, Елена. Угловая квартира в Угловом переулке: какие воспоминания хранит дом № 6 о послевоенной жизни// Санкт-Петербургские ведомости : [сетевая версия газеты]. - 2024. - 13 декабря. - Материал опубликован в газете "Санкт-Петербургские ведомости" № 236 (7812) от 12.12.2024 под заголовком "Угловая квартира в Угловом переулке". URL: http://ftp.libs.spb.ru/digst-ft/ft/digst_19017901-spb_2025-05-15_11-17-47.pdf
"В послевоенные годы наша семья жила в доме № 6 по Угловому переулку. В квартирах стояли печи-голландки — чугунные, круглые, покрытые железными листами. Во дворе находилась прачечная: белье стирали в больших чанах, полоскали в каменных корытах.
Хорошо помним наших соседей. В комнате рядом, окнами выходившей на Обводный канал, жила старенькая Клара Самуиловна. Она была совершенно не приспособлена к быту, вежливо просила сходить для нее в аптеку или подшить юбку.
Квартирный коридор проходил мимо комнаты с двумя окнами в переулок. В ней жил бывший артиллерист Савелий Александрович. На фронте он был контужен, и нередко это давало о себе знать: в припадках он выкрикивал какие‑то цифры, командовал «Огонь!». Его супруга Мария Матвеевна тоже прошла фронт: на войне она была санинструктором.
Последняя комната по Угловому переулку была совсем узенькой. Жившая там одинокая тихая Клавдия Ивановна имела телевизор «КВН»: в ту пору он еще был редкостью. Она сутками смотрела популярнейшее фигурное катание. А еще мы заслушивались ее рассказами о временах, когда в этой квартире проживала генеральша…
Во двор выходили окна кухни и десятиметровая комната, где до революции жила прислуга. Для нее в конце коридора была черная лестница. И мы пользовались этим входом из Углового переулка. Что же касается комнаты для прислуги, то в ней жили приехавшие из деревни Ярославской области. Глава семьи получил жилплощадь, работая на стройке. Запомнилось, что его жена, как на посту, стояла у кухонной конфорки, а уходя, ставила на свою кастрюлю трехкилограммовый чугунный утюг."
__________________ Я враг нечестью, идолам и сквернам,
Не прятался я в замковых стенах —
Достойно нес доспех на раменах,
Грозя драконам, гидрам и вивернам.
"В послевоенные годы наша семья жила в доме № 6 по Угловому переулку.."
[---Конец цитаты---]
Полагаю, что речь идёт о середине 60-х годов?!
Именно тогда появились первые трансляции фигурного катания и Софийская улица стала называться Угловым переулком.
[---Конец цитаты---]Вроде как да. Ваш покорный слуга тогда ещё не жил. Однако, судя по передаче "Намедни", фигурное катание было в 60-х.
__________________ Я враг нечестью, идолам и сквернам,
Не прятался я в замковых стенах —
Достойно нес доспех на раменах,
Грозя драконам, гидрам и вивернам.
Именно тогда появились первые трансляции фигурного катания и Софийская улица стала называться Угловым переулком.
Подумал на современную Софийскую, но не прав...
Угловой переулок — переулок в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Проходит, изгибаясь под прямым углом, от Московского проспекта до набережной Обводного канала.
Первоначальное название переулка — Софийская улица. По одним данным, оно появилось в 1876 году и было дано в честь Софийского уезда (так в то время именовался Царскосельский уезд). По другим — 7 марта 1880 года. В 1964 году Софийской была названа новая улица в Купчино, а бывшая Софийская улица 16 января 1964 года стала Угловым переулком.
PS. Но утверждение "было дано в честь Софийского уезда (так в то время именовался Царскосельский уезд)" меня сильно смущает...
Населённый пункт относился к Царскосельскому уезду Петербургской губернии и за период 1797–1917 гг. трижды менял название: "Александровка Дер.", "Александровская Дер.", "Александровское Село"
На «антисосед» и суда нет. Как в петербургской панельке снизу постучали.
Закон о тишине, нормы которого рассорили соседей, петербургские депутаты приняли еще в 2013 году. Речь тогда шла в первую очередь о шуме от ремонтных работ и громкой музыке. На этапе обсуждения парламентарии упражнялись в остроумии, предлагая, что еще можно запретить этим законом: громко заниматься сексом, двигать холодильник по кухне, а кошкам — топать. В заголовки СМИ инициатива надолго вошла под названием «закон о топоте котов».
#люди_и_судьбы@dnislav ОН БЫЛ СИМВОЛОМ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА О том, как сложилась судьба Геннадия Микулинаса, узнал корреспондент «Смены» Голова мальчика забинтована, левая рука на перевязи, недоумение во взгляде: «За что?» Так называется рисунок художника Александра Харшака, ставший одним из символов блокадного Ленинграда. Александр Харшак, студент выпускного курса Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, в 1941 году, прервав работу над дипломом, ушел добровольцем в народное ополчение. Защищал Ленинград на Пулковских высотах. Урывками, в перерывах между боями, брался за карандаш и бумагу. Активно сотрудничал с армейской газетой «Удар по врагу». От символа к человеку Во время одной из командировок в осажденный город вместе с напарником - фронтовым фотокорреспондентом посетил детскую больницу имени Раухфуса. Там им на глаза и попался мальчик с забинтованной головой и ошеломляющим взглядом. Фотограф защелкал затвором своей камеры, а художник принялся рисовать мальчика с натуры. Этот рисунок был представлен на проходившей в 1943 году выставке работ художников-фронтовиков. Тогда же выпустили и почтовую карточку. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны Харшак на основе рисунка «За что?» создал офорт, признанный одной из вершин российской графики ХХ столетия. Не удивительно, что «Раненый ребенок» (таково второе название рисунка) стал своего рода визитной карточкой художника. - Этот папин рисунок, кажется, всегда висел в нашей комнате, но я не задумывался над тем, что за мальчик изображен на нем, - вспоминает художник Андрей Харшак. - И только во время подготовки к папиной персональной выставке в 1969 году в газете «Удар по врагу», в рубрике «Мсти, боец!», я обратил внимание на подпись к рисунку: «Четырехлетний Гена Микулинас, раненный во время артиллерийского обстрела. Тогда же была убита его мать». «От судьбы не уйдешь» - В начале войны папа, Петр Устинович Микулинас, ушел на фронт. - Рассказывает Тамара Мельниченко. - Воевал он на Ленинградском фронте. Дома в Колпине оставались жена Екатерина с сыном. Вместе с ними жила родная сестра Кати Татьяна, моя мама. Однажды, когда начался ночной артобстрел (или бомбежка?), тетя Катя принялась тормошить спящего сына, чтобы укрыться в погребе. Сестра воспротивилась: «Пусть Геночка спит. Я останусь с ним. - И тяжело вздохнула. - От судьбы не уйдешь!..» Тетю Катю укрытие не спасло. А вот мама с Геной остались живы. Правда, оба были тяжело ранены. Мама - в ногу и в голову, она потеряла глаз. Солдаты извлекли их из-под обломков деревянного дома. Мальчика отправили в детскую больницу, женщину - в госпиталь. Выписавшись из госпиталя, мама разыскала Гену в одном из детских домов Ленинграда. Петр Микулинас в газете «Удар по врагу» увидел рисунок Харшака «За что?». В раненом ребенке он сразу узнал сына. А из подписи под рисунком - о гибели жены. Командование вошло в его положение и предоставило краткосрочный отпуск. Татьяна посвятила Петра в подробности трагедии. О себе сказала: «Кому я такая нужна?.. Замуж теперь не соберусь. Выхлопочем Гену, будет жить со мной». Выхлопотали. Петр Микулинас убыл на фронт. Слесарь с большой буквы После войны Петр и Татьяна стали жить одной семьей. У них родилась дочь, Тамара. Первое время Татьяна с приемным сыном вела себя, как вела бы с собственным ребенком. Мальчик рос добрым, но озорным. Школу закончил с пятерками. Поступил в Северо-Западный политехнический институт. Способный был, курсовики товарищам делал. Но институт Геннадий бросил. Призыву в армию он не подлежал из-за близорукости. По комсомольской путевке отправился осваивать целинные земли. А вернувшись в Ленинград, устроился слесарем в НИИЭФа - Научно-исследовательский институт электрофизической аппаратуры им. Ефремова. - Голова и руки у брата, как и у отца, были золотые! - продолжает Тамара Петровна. - Оба слесари с большой буквы! Гена еще и хорошо рисовал, даже учился в художественной школе. Портреты писал. А какие поделки из дерева, из соломки делал! Свою избранницу он встретил в доме отдыха. Но семейная жизнь не заладилась. Геннадий пил. Его дочери Елене было пять лет, когда родители развелись. Кто ищет - тот найдет - Эта работа и для отца приобрела некий символический смысл. Наверное, поэтому он пытался проследить судьбу своего героя, - говорит Андрей Харшак. - В начале 50-х руководство города преподнесло офорт «За что?» в дар французской делегации, в состав которой входил актер Жерар Филип. Подарок французам понравился, об этом и в газетах написали. А почти два десятилетия спустя французские журналисты, подключив советских, начали поиск «раненого ребенка». - Гена не афишировал, что он тот самый блокадный мальчик со знаменитого рисунка, - продолжает Тамара Мельниченко, - но дотошные журналисты разыскали его. И решили не просто устроить встречу художника с его персонажем, но и снять фильм об этом. И все же встреча не состоялась. - Когда приехали журналисты, в том числе и французские, дверь им открыл наш сосед по коммуналке, - объясняет дочь Геннадия Микулинаса Елена Чупахина, - больше дома никого не было. Журналисты объяснили, кто и зачем им нужен. Сосед заявил, что «нечего писать и снимать кино о людях, которые этого не достойны», и захлопнул дверь! Развод не пошел Геннадию Микулинасу на пользу. Пьяным он попал под трамвай. Ему ампутировали ногу. Слесарем работать Геннадий уже не мог. Жил на мизерную пенсию по инвалидности и на деньги, вырученные от продажи искусных поделок… Сестра позвала к себе. Жить стало легче. Но пить он не бросил. И однажды его привели домой сильно избитым. Кто, как и за что бил - неизвестно. Геннадия отправили в больницу, но было уже поздно. Через несколько дней в возрасте 45 лет он скончался. - Отца я помню плохо, - признается Елена Чупахина. - А о том, что он изображен на знаменитом рисунке, вообще узнала совершенно случайно. От соседки по коммунальной квартире. Жены того самого соседа, что выставил за дверь журналистов. Владимир Желтов
__________________ Я враг нечестью, идолам и сквернам,
Не прятался я в замковых стенах —
Достойно нес доспех на раменах,
Грозя драконам, гидрам и вивернам.