![](/image170-174773.jpg?mt=1721926564)
Проходит выствка на ВДНХ
В 2022 году исполнилось сто лет с тех пор, как британский археолог Говард Картер ступил в гробницу Тутанхамона и подарил миру не только пять тысяч произведений искусства, обнаруженных в сокровищнице, но и легенду, которая оказала существенное влияние на киноиндустрию, писательский мир, и даже мир моды. Тутанхамон, чья гробница была обнаружена практически нетронутой, стал символом Древнего Египта в современном мире. А сокровища, найденные в его гробнице, дали учёным огромный материал для изучения древнеегипетского искусства и произвели сенсацию в мире археологии.
На выставке представлены только копии, но исключительного качества, выполненные известными российскими художниками и специалистами Министерства по делам Древностей Египта. Среди представленных на ВДНХ экспонатов есть уникальные воспроизведения оригинальных сокровищ, повреждённых или утраченных в Каире во время событий революции 2011 года.
![](/image170-174774.jpg?mt=1721926564)
Как бы там ни было, выставка интересная. Тем более, что неизвестно, доведется ли нам в будущем увидеть когда-нибудь оригиналы.
Понравилась атмосфера воссозданная там – деревянные настилы, песок.
А начинается выставка с небольшого зала, посвященного раскопкам.
![](/image170-174775.jpg?mt=1721926564)
![](/image170-174776.jpg?mt=1721926564)
Макет гробницы
![](/image170-174777.jpg?mt=1721926564)
Тутанхамон - самый незначительный фараон, получивший истинное бессмертие благодаря тем сокровищам, что были захоронены вместе с ним. И самый известный фараон в современном мире.
Реконструкция того, как выглядел на самом деле Тутанхамон. Рост 168 см, пользовался тростью, потому что одна нога была короче другой.
![](/image170-174778.jpg?mt=1721926564)
Бюст Нефертити нашёл немецкий археолог Людвиг Борхардт при раскопках в Амарне в 1912 году. Он спрятал его среди мусора, чтобы вывезти вместе с малозначительными предметами.
Египтяне разозлились, требовали бюст обратно, но немцы возвращать отказались. Спор идёт по сей день. Бюст и теперь находится в Германии, сейчас выставлен в Новом Музее Берлина.
![](/image170-174779.jpg?mt=1721926564)
![](/image170-174780.jpg?mt=1721926564)
Царский трон Тутанхамона
![](/image170-174781.jpg?mt=1721926564)
![](/image170-174782.jpg?mt=1721926564)
![](/image170-174783.jpg?mt=1721926564)
Игра Сенет, название которой переводится как «прохождение», была чрезвычайно популярна в Древнем Египте. Точные правила неизвестны, однако мы знаем, что два игрока, выбросив предварительно кости, передвигали фишки, стараясь обойти друг друга. Игра имела под собой глубокий ритуальный контекст и связывалась с прохождением духа умершего через области иного мира. Одно из изречений «Книги мёртвых» часто иллюстрировали изображением умершего, который играет в Сенет с невидимым противником. В случае победы он получает право пройти в иной мир и быть оправданным на загробном суде богов.
![](/image170-174784.jpg?mt=1721926564)
![](/image170-174785.jpg?mt=1721926564)
Ритуальная колесница
![](/image170-174786.jpg?mt=1721926564)
![](/image170-174787.jpg?mt=1721926564)
![](/image170-174788.jpg?mt=1721926564)
![](/image170-174789.jpg?mt=1721926564)
Контейнер из алебастра для каноп Тутанхамона. Внутри контейнер разделен на 4 отсека, в каждый из которых была вложена канопа с органами фараона. Каждый отсек закрывается собственной крышкой в виде головы фараона. Но сердце, как самое ценное, помещалось обратно в тело, а мозг, как совершенно лишнюю деталь, выбрасывали.
![](/image170-174790.jpg?mt=1721926564)
Ритуальные кровати
![](/image170-174791.jpg?mt=1721926564)
![](/image170-174792.jpg?mt=1721926564)
Вот и сама матрешка-мумия
![](/image170-174793.jpg?mt=1721926564)
![](/image170-174794.jpg?mt=1721926564)
![](/image170-174795.jpg?mt=1721926564)
Причем ногам у саркофагов уделялось не меньшее внимание, чем всему остальному:
![](/image170-174796.jpg?mt=1721926564)
![](/image170-174797.jpg?mt=1721926564)
Ковчег с Анубисом. Анубис отвечал за бальзамирование и охрану покойных. Внутри были найдены амулеты, культовые принадлежности и украшения
![](/image170-174798.jpg?mt=1721926564)
![](/image170-174799.jpg?mt=1721926564)
Знаменитая маска
![](/image170-174800.jpg?mt=1721926564)
Богиня Сохмет (жена бога Птаха) означает «Могучая». Богиня воплощала силу и ярость, которые могли принести в мир разрушения, войну и мор. Но силу Сохмет можно было использовать и в полезных целях: она защищала египетского царя, к ней же обращались за исцелением
![](/image170-174801.jpg?mt=1721926564)
Бюст Тутанхамона
![](/image170-174802.jpg?mt=1721926564)
Царь на черной пантере (богине Мафдет – охранительница пути в заупокойный мир)
![](/image170-174803.jpg?mt=1721926564)
![](/image170-174804.jpg?mt=1721926564)
![](/image170-174805.jpg?mt=1721926564)
![](/image170-174806.jpg?mt=1721926564)
![](/image170-174807.jpg?mt=1721926564)
Но настоящие сокровища из гробницы Тутанхамона все-таки были один раз в СССР
В августе 1973 г. директор Государственного Эрмитажа, академик и востоковед Борис Борисович Пиотровский был командирован в Египет, чтобы принять участие в подписании Международного соглашения между СССР и Арабской Республикой Египет о проведении в Советском Союзе выставки «Сокровища гробницы Тутанхамона». Она должна была пройти в трех городах Советского Союза.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина должен был первым в СССР принять выставку «Сокровища гробницы Тутанхамона».Ее открытие намечалось на 22 октября 1973 г.
Однако из-за внезапно вспыхнувшей Четвертой арабо-израильской войны экспонаты к этому сроку в Москву не попали.
Через месяц, когда война закончилась, Е.Б. Георгиевская с реставратором В.Е. Петровым и двумя рабочими из ВПХК 20 ноября на военном самолете снова вылетела в Египет. На следующий день ящики с экспонатами в сопровождении наших сотрудников и хранителей Каирского музея были доставлены на аэродром в Каире и погружены в военно-транспортные самолеты АН-12.
Два самолета с интервалом в двадцать минут поднялись в воздух и через несколько часов были в аэропорту Шереметьево. Их сразу «отрулили» на специальную ярко освещенную площадку с вооруженной охраной. Ящики с экспонатами загрузили в армейские фургоны и под вооруженной охраной доставили в ГМИИ.
22 ноября в Белом зале ГМИИ началась распаковка экспонатов.
<...>
При распаковке памятников в залах постоянно дежурили автоматчики.
Главный экспонат выставки, золотая маска Тутанхамона, был помещен в витрину из бронированного стекла. Рядом с витриной круглосуточно дежурили милиционеры. Была также усилена внутренняя и внешняя охрана здания ГМИИ.
Выставка «Сокровища гробницы Тутанхамона». Подготовка золотой маски Тутанхамона к экспонированию.
![](https://lh3.googleusercontent.com/pw/AL9nZEX2ZBZE-O69PxnMNd2EFdfsWVko-JwtbywAo1IFJpXV7rO2n__o-xPMnlNgsZr26ep4ao8P-enhKszVWV0AbH1rHs8d_vD8_920gJkNjmAvc97yZbeYKDys1o47CJduj1bDlRlwufGjFKp9fyNsPqjq=w857-h514-no?authuser=0)
Открытие выставки «Сокровища гробницы Тутанхамона» состоялся 7 декабря 1973 г.
В советское время далеко не каждый желающий мог посетить Египет, и выставка в ГМИИ сразу привлекла к себе внимание огромного количества
людей. Они приезжали со всей страны и готовы были стоять в очереди на морозе несколько часов.
Желающих попасть на выставку было намного больше, чем мог принять Музей. Поэтому ГМИИ ввел дополнительные сеансы, и выставка стала работать с 9 утра до 22 часов вечера (без выходных дней).
Сокровища гробницы Тутанхамона экспонировались в ГМИИ около шести месяцев (с 7 декабря 1973 г. по 20 мая 1974 г.) и их посмотрели более миллиона человек.
После закрытия выставки началась ее подготовка для отправки в Ленинград.
В Государственном Эрмитаже выставка демонстрировалась с 3 июля по 10 октября 1974 г. и также пользовалась огромным успехом.
После экспонирования в Ленинграде памятники были отправлены в Киев и были показаны в Государственном музее украинского изобразительного искусства.
В общей сложности памятники находились в Советском Союзе полтора года (с ноября 1973 по апрель 1975 гг.).
За все время демонстрации выставки ее посетили около двух миллионов человек.
__________________
"Как жаль, что все, кто знает, как управлять страной, уже работают таксистами или парикмахерами"