Форум Архитектура Санкт-Петербурга

Архитектура Санкт-Петербурга

Обсуждение архитектурных тем

Зимний Дворец - различные детали

Денисов В.Е.

Аватар

Откуда:

На сайте с: 12 Aug 2009

Сообщений: 191

17 Августа 2009, 17:33

Описание дворцового театра, построенного Растрелли, сделанное И. Бернулли.

Помещение уступает в размерах Берлинскому оперному дому и сцена уже, но партер показался мне длиннее. В нем четыре яруса лож и убранство не очень роскошно. Царицыных мест три: одно совсем позади, насупротив сцены, как в Берлине ложа королевы;
другое - позади самого оркестра, как у нашего короля, и третье - над сценою, где можно сидеть невидимо для публики.

« Последнее редактирование: 17 Aug 2009, 17:53 от Денисов В.Е. »

Денисов В.Е.

Аватар

Откуда:

На сайте с: 12 Aug 2009

Сообщений: 191

17 Августа 2009, 17:35

Связь.

В 1832 году с использованием аппарата Шиллинга появилась связь между дворцом и Министерством путей сообщения.
В 1835 году на крыше дворца построен "телеграфический обсервационный домик с покоями для директора телеграфической линии, его помошников и сигналистов".
Оптический телеграф или система визуальной связи изобретена И.П. Кулибиным и независимо - французом К. Шаппом в конце 18 века.
В 1833-1854 годах при помощи оптического телеграфа поддерживалась связь Зимнего дворца с Царским Селом, Гатчиной, Вильно, и Варшавой, депеша до которой доходила за 3-5 часов. Послания передавались по буквам.Каждой букве соотвктствовало положение специальной рамы. Сигналы из дворца передавались на башню Городской Думы на Невском, а оттуда на следующий приемо-передающий пункт, например до Варшавы их имелось около 150. В 1880 году оптический телеграф сменил электрический.

Денисов В.Е.

Аватар

Откуда:

На сайте с: 12 Aug 2009

Сообщений: 191

17 Августа 2009, 17:38

В 1793 году И.П. Кулибин установил во дворце первый в городе винтовой лифт - он поднимал кресло постаревшей Екатерины Второй на верхние этажи. Один или два человека человека крутили рукоятки винтового механизма, стоя за креслом.
Газовое освещение во дворце появилось в 1869 году, ранее здание освещалось свечами из натурального воска.

Денисов В.Е.

Аватар

Откуда:

На сайте с: 12 Aug 2009

Сообщений: 191

17 Августа 2009, 17:39

С 1882 года во дворце началась телефонизация помещений.
На Рождественские праздники 1884-1885 года опробовано электрическое освещение. Проба новшенства прошла успешно, и с января 1888 года началась постепенная замена газового освещения на электрическое. Для этого во втором дворе Эрмитажа, с тех пор называемом "электрическим", создали электростанцию, полтора десятилетия она считалась крупнейшей в Европе.

Денисов В.Е.

Аватар

Откуда:

На сайте с: 12 Aug 2009

Сообщений: 191

17 Августа 2009, 17:40

Большинство лестниц предназначалось для прислуги; они полускрыты или совсем замаскированы. Водопровод в Петербурге появился в 1860-е годы, а канализация ещё позже, поэтому прислуга со своей особой ношей могла пользоваться только служебными лестницами, избегая парадных залов.
Водопровод появился во дворце в 1880-х годах, до этого времени все, включая императора, пользовались рукомойниками.

Денисов В.Е.

Аватар

Откуда:

На сайте с: 12 Aug 2009

Сообщений: 191

17 Августа 2009, 17:49

Несколько слов о подвалах Зимнего дворца.

Большая часть из них была приспособлена для хранения вин; при этом среди прочих винных хранилищ был "заповедный" погреб, где хранились коллекционные вина, выдержанные в течении нескольких десятков лет.
Император Александр Третий придавал огромное значение развитию русской винной промышленности. По его приказу иностранные вина подавались к столу только в тех случаях, когда на обед были приглашены высокие иностранные гости.
Заботы Императора увенчались успехом: под руководством князя Кочубея уделы довели отечественные вина до высокой степени совершенства. Имение "Новый свет" в 30 километрах от Ялты, принадлежащее князю Льву Голицыну, крупнейшему в то время специалисту русского виноделия, неоднократно посещалось Их Величествами. Восхищение вызывали его винные подвалы, и в особенности - "винная библиотека", где хранились старинные, разобранные по сортам вина.

Денисов В.Е.

Аватар

Откуда:

На сайте с: 12 Aug 2009

Сообщений: 191

17 Августа 2009, 17:51

Несколько слов о воротах Зимнего дворца.

Ворота при въезде во дворец со стороны Дворцовой площади иногда называют Растрелливскими. Однако сам Расстрели ни каких ворот в узком понимании этого слова - тесовых, дубовых или из кованного железа - здесь не проектировал. По его замыслу попадать в парадный двор Зимнего следовало через трехарочный въезд, лишенный каких - либо открывающихся и закрывающихся створов.
Ворота - причем сосновые - появились по указу императрицы только в 1771 году. Сделали их всего за 10 дней. По проекту Юрия Фельтена они были выгнуты дугой и как бы состояли из трех частей - одной большой и двух малых. Створки больших и малых ворот имели неприхотливый рисунок и окраску белого цвета.
При восстановлении дворца в 1837 году в трехарочный въезд установили филенчатые ворота, повторившие форму фельтеновских.

Но к началу 1860-х годов они достаточно обветшали, и тогда же любимым архитектором Николая Первого Андреем Штакеншнейдером был разработан проект новых чугунных ворот.Однако проект этот остался неосуществленным.

В 1884 году ворота спроектировал придворный архитектор Александра Третьего Николай Горностаев.
Ворота были задуманы, как и ворота Штакеншнейдера, в виде вертикальных прутьев, верхняя и нижняя части которых декорированы арнаментом из золоченных рокалей; композицию завершали три двуглавых орла, венчающие ограду... Словом была попытка сделать что-то в стиле Растрелли.

Несмотря на то, что как уже говорилось, Император Александр Третий Зимний очевидно недолюбливал, следует отметить,что на протяжении всего его царствования, с 1883 по 1892 год под руководством дворцового архитектора Н.А. Горностаева в стенах дворца производились крупномасштабные строительные работы - ремонт металических стропил здания, подновление интерьеров парадных залов, усовершенствование вентиляционной и отопительной систем, проведение электрического освещения и т.п.

Инициатива во всех строительныъх начинаниях принадлежала, скорее всего, Государыне Императрице Марии Федоровне. 
В силу своего характера Александр Третий светского общества не любил и светскими условностями тяготился. Императрица же, напротив, обожала пышные и торжественные Высочайшие приемы, балы и без труда приняла на себя всю тяжесть забот по соблюдению столетиями складывавшихся придворных традиций. Особую любовь Мария Федоровна испытывала к танцам; балы, на которых она непременно оказывалась в центре общего внимания, были для неё радостным событием.

Зимний дворец ей также был по душе, и не удивительно, что вензель Её Величества украшал - наряду с вензелем её Августейшего супруга - новые парадные ворота.
Установка новых парадных ворот в арках южного фасада дворца занимала особое место в проводимых архитектором Н.А. Горностаевым работах.
После тщательного выбора среди многочисленных проектов решетки для главных ворот дворца Император Высочайше утвердил проект самого Горностаева.

« Последнее редактирование: 17 Aug 2009, 21:20 от Денисов В.Е. »

Юлия

Аватар

Откуда:

На сайте с: 23 Sep 2008

Сообщений: 605

17 Августа 2009, 20:40

Это, насколько я поняла, о воротах во двор Зимнего? Мне пришлось лицезреть эти ворота целый час за 2 дня- чудесные, единственные ворота!  Замечательная работа и рисунок! Ничего лишнего, а это, как известно, признак  шедевра!

__________________
"Мне чудится в рождественское утро мой легкий, мой воздушный Петербург"...
-----------------------------------------
Большая просьба буйных и нервных мои сообщения не читать...

Денисов В.Е.

Аватар

Откуда:

На сайте с: 12 Aug 2009

Сообщений: 191

20 Августа 2009, 22:48

Горностаевские ворота.

 Массивные ворота из кованного железа с рельефными украшениями из листового железа были изготовлены на петербургском заводе Сан-Гали по шаблонам художника-декоратора и архитектора Р.Ф. Мельцера.

На каждой половине больших двустворчатых ворот под Императорской короной были помещены вензели Императора и Императрицы. Кроме того, верх створок всех трех ворот был украшен коронованными одной Императорской короной двуглавыми орлами с распростертыми крыльями и державным яблоком в когтистых лапах. На груди у орлов, в соответствии с государственной символикой, помещались щиты с изображением образа св. Георгия и цепями Андреевского ордена вокруг щитов

 

рина

Аватар

Откуда:

На сайте с: 22 Aug 2009

Сообщений: 259

28 Августа 2009, 20:15

Очень рекомендую ознакомиться с: Павлов В.И.Ихнография Зимнего дворца Растрелли // Итальянский сборник. СПб., 2002. № 6. С. 121-162; Его же. Орфография Зимнего дворца Растрелли // Там же. 2003. № 7. С.152-193.

Кажется, есть еще и 3-я статья. Исследование потрясающее! Так, автор досконально разбирает членения фасадов дворца в самых разных аспектах, проблему применения ордера и др. Кстати, автор ссылается и на работы Денисова.

Нашла в "Списке статей "Итальянских сборников" №№ 1-7 еще одну статью Павлова (кажется, она не серийная, а отдельная): Растрелли, Монферран и Стасов в парадных залах Зимнего дворца / Там же. № 5. С. 121-135.

Не знаю, есть ли сборник в РНБ, мне его подарили друзья из Эрмитажа.

« Последнее редактирование: 29 Aug 2009, 20:32 от рина »
Навигация по форуму
Переход на форум:
Сейчас на форуме
Сообщения
Всего тем: 1385
Всего сообщений: 57645
Посетители
Гостей: 1348
Всего сегодня: 3059